Древние римляне предсказывали будущее по полету и пению птиц, так как считалось, что птицам доступны высшие знания. Их боги, например, часто представлялись в птичьей форме, так, на афинской валюте был изображен филиг, как портрет покровителя (гения) города. От Северной Африки до берегов Черного моря все еще можно наткнуться на греко-римские храмы, посвященные Зевсу и увенчанные статуями каменных орлов, символизировавших божество. А императорские легионы сражались под знаменем орла по тем же символическим причинам.
Одним из самых красноречивых и самых странных проявлений подобного мышления является то значение, которое римляне придавали своим священным курам. Здесь видится та форму предзнаменения, которая сейчас нам известна под понятием «наблюдение за птицами», — от чиновника, известного как пуллариус, требовалось отмечать то, как кормилась птица, с каким звуком и энергией клевались зерна. В своей «Истории Рима» Ливий писал, что «никаких действий никогда не предпринималось ни на местах, ни в домах, до консультации с эгидой (augur): народные собрания, военные сборы, великие государственные дела - все они были бы отложены, если птицы не давали своего одобрения для их начала и проведения».
Птицы как отражение цикла жизни и смерти
Значение птиц в жизни древних египтян иллюстрируется их отношением к пути от рождения до смерти. Они, древние египтяне, считали, что вся жизнь возникла из яйца (символ утробы). Последнее пристанище находили также в яйце (так они именовали гробы, саркофаги и тп). Таким образом создавался бесконечный цикл жизни-смерти-возрождения. Души умерших египтяне иллюстрировали в виде птиц с человеческими головами, что представляет собой вечное стремление многих ушедших к контакту с миром живых. (В Египте душа каждого человека изображалась в виде ястреба с человеческой головой, покидающего тело после смерт). Также многие боги принимали птичье обличье, вероятно, из-за веры древних людей в данную после смерти душам сверхчеловеческую способность парить по небу и идти по пути живительного солнца.
Сами египтяне порой изображались в виде птиц с поднятыми человеческими руками — знак преклонения и тяги к своему царю, который был показан как сокол, (воплощение "Живого Гора на Земле"). Роль, которую играли птицы где-то на стыке границ природного и человеческого в древнеегипетской жизни, дает нам новое и при этом вполне чёткое понимание того, как древние египтяне воспринимали окружающий мир и какой они придавали ему смысл.
Образы и символику птиц прослеживается в их религиозных воззрениях, в почитании фараонов и отношении к власти царя, во внедрении и использовании птичьего товара в экономике государства (перья и плоть). Птицы почитались как боги-защитники. В иероглифической письменности уже выявлены использование и иллюстрация более шестидесяти видов птиц. Также изображения птиц можно найти на предметах повседневной жизни египтян.
Бенну (Бен-Бен) — в египетской мифологии птица — аналог феникса. По легенде является душой бога Солнца Ра. Название связано со словом «вебен», означающим «сиять».
По легенде Бенну появилась из огня, который горел на священном дереве во дворе храма Ра. По другой версии Бенну вырвалась из сердца Осириса. Изображалась в виде серой, голубой или белой цапли с длинным клювом и хохолком из двух перьев, а также в виде жёлтой трясогузки или орла с красными и золотыми перьями. Существуют также изображения Бенну в виде человека с головой цапли.
Бенну олицетворяла воскресение из мёртвых и ежегодные разливы Нила. Символизировала солнечное начало.
Занимательна роль птичьих мумий в религии египтян. В первом тысячелетии до нашей эры мумифицированные животные, особенно птицы, были важной частью религиозных обрядов, и катакомбы для их мумий распространены по всему Египту. Одна из таких птичьих катакомб, расположенная недалеко от Каира, по оценкам учёных-археологов, содержала не менее двух миллионов птичьих мумий.
Египтяне верили, что птичьи мумии содержат секреты
В наши дни, обычно гадают по крику сов, филинов или карканью ворон; по пению соловья, скворца, малиновки; по полету коршуна, орла, ястреба, журавля и по стуку дятла. Много поверий связано с кукушкой.
Алконо́ст (алконст, алконос) — в русских и византийских средневековых легендах райская птица-дева бога солнца Хорса, приносящая счастье. По сказанию XVII века алконост пребывает близ рая и когда поет, то сам себя не ощущает. Алконост утешает своим пением святых, возвещая им будущую жизнь. Алконост несёт яйца на берегу моря и, погружая их в глубину моря, делает его спокойным на 7 дней. Пение Алконоста настолько прекрасно, что услышавший его забывает обо всём на свете.
Образ Алконоста восходит к греческому мифу об Алкионе, превращённой богами в зимородка. Эта райская сказочная птица стала известна по памятникам древнерусской литературы и лубочным картинкам.
Алконост изображается полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями (крыльями), человеческими руками и телом. Девичья голова, осененная короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. В руках держит райские цветы или развернутый свиток с объяснительной надписью. Легенда о птице Алконост перекликается с легендой о птице Сирин и даже частично её повторяет. Истоки же этих образов следует искать в мифе о сиренах. Существует подпись под одной из лубочных картинок с её изображением: «Алконост близ рая пребывает, иногда и на Евфрате-реке бывает. Когда в пении глас испущает, тогда и самое себя не ощущает. А кто вблизи тогда будет, тот всё на свете забудет: тогда ум от него отходит, и душа из тела выходит». Сравниться с Алконостом в сладкозвучии может лишь птица Сирин.
Си́рин [от греч. seirēn, ср. сирена] — птица-дева. В русских духовных стихах она, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей пением, в западноевропейских легендах — воплощение несчастной души. Происходит от греческих сирен. В славянской мифологии чудесная птица, чье пение разгоняет печаль и тоску; является лишь счастливым людям. Сирин — это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин — темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира.
Иногда прекрасная птица Сирин встречается в образе настоящей птицы, без всяких человеческих составляющих. Её перья покрывает невидимая масса, символизирующая Стихии. «Крылья ее были белые с голубыми и красными полосами, как карамелька, клюв — нежно-фиолетовый, заостренный, похожий на клинок, а глаза яркие, зеленые, цвета молодой листвы, и мудрые, благосклонные».
Птица Гамаюн
Гамаю́н — по славянской мифологии вещая птица, посланник бога Велеса, его глашатай, поющая людям божественные гимны и предвещающий будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн всё на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Когда Гамаюн летит с восхода, приходит смертоносная буря.
Первоначально — из восточной (персидской) мифологии. Изображалась с женской головой и грудью. Собрание мифов «Песни птицы Гамаюн» повествует о начальных событиях в славянской мифологии — сотворении мира и рождении языческих богов. Слово «гамаюн» происходит от «гамаюнить» — баюкать (очевидно, потому, что эти легенды служили также сказками детям на ночь). В мифологии древних иранцев есть аналог - птица радости Хумаюн. «Песни» делятся на главы — «Клубки».
Фе́никс (возможно от греч. φοίνιξ, «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.
Согласно Геродоту, это птица в Ассирии. Живёт 500 лет. Упоминается многими античными авторами. Обычно считалось, что Феникс — единственная, уникальная особь, а не мифологический вид птиц. Позже — символ вечного обновления.
Жар-птица — сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека.
Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов.
Птица Симург
Симург – вещая птица, первоначально встречалась лишь в иранских мифах, но позже ареалом ее обитания стала и тюркская традиция (Симург перелетел туда, возглавляя стаю пери и дэвов).
На новом месте Симург вполне обжился, о чем свидетельствует, например, факт присутствия его в узбекских дастанах. В сказочных дастанах Симург – положительный образ: гигантская птица, как правило, помогает герою, оказывая ему транспортные услуги, – например, переносит к родным. В классической тюркской лирике образ Симурга несет уже иную смысловую нагрузку, – таинственная птица проживает на горе Каф – горной цепи, по краю опоясывающей землю и поддерживающей небеса, - то есть обитает на самом краю света.
Симург – фантом, его никому не дано увидеть. На языке поэзии выражение «увидеть Симурга» означает - осуществить несбыточную мечту. Этот образ получил дальнейшее развитие и несколько иную трактовку в суфийской литературе. В «Беседе птиц», знаменитой поэме персидского поэта Фаридиддина Аттара, Симург – это аллегорическое выражение подлинного знания, символ тождества творца и творения. Алишер Навои изложил свой вариант этой поэмы на тюркском языке, назвав ее «Язык птиц».
В поэме Навои птицы отправляются на поиски мудрого шаха Симурга, дабы он спас их от страданий жизни. Миновав семь долин (семь ступеней на пути совершенствования), пройдя множество испытаний, птицы в финале странствия достигают пышных садов единения - обители Симурга - где в каждой розе, словно в зеркале, видят собственное отражение.
Птицам открывается, что шах Симург – это они, тридцать птиц (из огромной стаи лишь тридцать достигли цели). Слово «си» по-персидски – тридцать, «мург» – птица.
Симург и его подданные едины:
Тот, кто был вознесен к единению разом,
Тайн единого бога достиг его разум.
Блеск лучей единенья даст свет его взгляду,
Меж “тобою” и “мною” разрушит преграду.
(Навои, «Язык птиц»)
Воплощая столь абстрактные идеи, Симург, тем не менее, не лишен вполне материального оперения: в поэме «Язык птиц» рассказывается, как, пролетая над Китаем, он обронил перо необычайной расцветки - сверкающее столь ярко, что весь Китай (в поэме – город) оделся сиянием. С этого дня все китайское население обрело пристрастие к занятию живописью. Самым виртуозным живописцем стал Мани, легендарный основатель манихейства (религии, сочетающей черты зороастризма и христианства), – в классической восточной поэзии Мани – образ гениального художника.
Таким образом, Симург, в дополнение к трем вышеозначенным ипостасям, может служить и символом искусства.
*** *** ****
Птицы – воплощение как человеческого, так и космического духа. Представление о птицах как о человеческих душах распространено по всему миру так же широко, как и мнение, что они – воплощенные божества предсказаний, бессмертия и радости. В некоторых культурах птицы считаются предвестниками болезней – обычно это вороны или грифы. Однако, более распространено мнение, что птицы, скорее, являются благоприятным знаком. В индуизме они символизируют любовь богов, пославших эликсир бессмертия человечеству. В Древнем Египте, изображая человека с головой птицы, символически подчеркивали духовную сторону человеческой природы и надежду на бессмертие. Шаманы украшали свою одежду перьями, надевали птичьи маски, стремясь «долететь» с их помощью до высших уровней знания. Птицы, таким образом, считались воплощением мудрости, интеллекта и молниеносности мысли. Перья птиц означают истину, которая должна подняться; легкость, высоту, скорость, простор; бегство в другие области мира, душу, элемент ветра и воздуха. У христиан перо означает созерцание и веру; у египтян – верховную власть, истину, полет. У скандинавов богиня Фрейя владела магической накидкой из перьев, которая позволяла ей летать по воздуху.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
- Спойлер
- Птица низко летит – к несчастью; высоко или вверх – к удаче.
Мертвая птица – планы не сбудутся.
Если птицы сидят на асфальте – жизнь будет без изменений.
Если же стая птиц взлетела – нужно ждать перемен.
Аист – к прибавлению в семействе.
Воробей – семейные радости.
Ворон один – к грусти; два – счастливый знак; три – к браку; четыре – к рождению детей. Ворона же – нехороший знак. Ворона каркает, сидя на здании, – к нехорошим вестям, сидит и только, если она каркает на дереве – к благополучию.
Голубь – радость, любовь.
Жаворонок – любовь. Если же жаворонок сидит на ветке, надо смотреть, куда он повернется: к гадающему – здоровье; отвернется – к болезни или долгому периоду выздоровления.
Журавль в небе – неприятные известия.
Иволга – добрый знак.
Кинарка щелкает – к ссоре, поет тонким голосом – к тоске и получению печальных вестей.
Крапивник – счастливый знак.
Услышав кукушку первый раз в году «впереди» себя – к счастливому году; «справа» от себя – к сытому году (материальным удачам); «слева» – к несчастливому году, а «позади» – к смерти.
Ласточка – удача, любовь.
Малиновка – мир и согласие в семье.
Орел – разрешение семейных проблем. Высокий полет орла – к письму от любимого человека или родственника.
Перепел – благополучие.
Высокий полет коршуна – радость.
Скворец поет весело – к успеху, тихо – к грусти, громко – к ссоре, разными голосами – к переменной жизни.
Сова – не очень хороший знак, если аукает – к новостям, жалобно – к печали, пищит – к хорошей весточке.
Пение соловья по утрам – к печали; щелканье – к радости; колокольчиком – к свадьбе.
Сорока одна (или более пяти) – к неудаче. Две сороки – к счастью или браку, четыре – к хорошим новостям; пять – к приходу гостей.
Филин свистит – к радости, охает – к болезни, стонет – к перемене жизни.
Цапля – к жизненным трудностям.
Чайка – к получению денег, удачной поездке (отдыху).
- Спойлер
- Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, лето будет холодное, и наоборот.
Перед наступлением теплой погоды птицы садятся на верхушки деревьев.
Приумолкли – к грозе и грому.
Птица залетела в дом через открытое окно и вылетела – к новостям. Бьется в стекло и не может вылететь или залетела в каминную трубу – к смерти родственника.
Села на окно (подоконник) – к большим тратам.
Обои с изображением птиц – нежелательны, так как могут привести к несчастью.
Птица парит над домом или летает вокруг – кто-то сильно заболеет.
Птицы летят перед вами слева направо – примета к удаче; справа налево – к неудаче; неожиданно меняют направление полета – приближение опасности.
Птицы летят на вас – к удаче; от вас – дурной знак.
Увидеть летящих вправо птиц перед тем, как отправиться в путь – к успеху; неудачу предсказывает обратное направление полета.
Помет птицы попал на вас – возможны материальные улучшения.
Увидеть белую птицу – к несчастью.
Услышать, как ночная #птица кричит днем – к несчастью.
Услышать #крик певчей птицы в полете – к удаче: с юга – к хорошему урожаю; с #запада – к удаче; с востока – к любви, и только с севера – к неприятностям.