Школы астрологии

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1667 (+1676/−9)
Сообщения: 3912
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 9 месяцев

#1 Pixie » 7 января 2024, 7:47

Символическая школа

Символическая школа астрологии основывается, в основном, на работах по аналитической психологии, в частности на трудах К.Юнга. Эта школа пытается возродить механистические толкования традиционной астрологии, дополняя их данными психологии, и тем самым повысить надежность результатов. Сам Юнг, по-видимому, считал астрологию предшественницей и прародительницей современной научной психологии и оценивал ее достаточно высоко.
Данная школа астрологии изучает характеристики натальной карты, указывающие на точки повышенной чувствительности, которые являются причиной «автоматического повторения». Рассматриваются случаи, когда человек подсознательно загоняет себя в ситуации, которые имели место быть в детстве.

MRL

Münchner Rhythmenlehre (Мюнхенская теория ритма) - школа астрологии, разработанная германским астрологом Вольфгангом Доберейнером (Wolfgang Döbereiner). Впервые описана 31.10.1953 в газете "Das Neue Zeitalter".
Согласно MRL, план жизни выводится из гороскопа с определенной периодичностью (7- и 10-летний/месячный циклы). Гороскоп строится в системе Плацидуса. Отсчет циклов идет от асцендента в двух направлениях – по часовой стрелке (ритм судьбы), показывает судьбоносные события, и против часовой стрелки (феноменальный ритм), показывающий субъективные переживания натива и его побуждения к действию. Дом в каждом направлении приравнивается к 7-летнему циклу. Для более подробного просмотра количество градусов в доме делится на семь, чтобы можно было увидеть отдельные годы и более мелкие периоды времени.
При интерпретации гороскопа делается акцент на четырех квадрантах и солнечных гороскопах. Последние действительны не только, как это принято в классической астрологии, в течение двенадцати месяцев (между двумя днями рождения), но и рассматриваются как аналог семилетнего ритма. Например, солнечный гороскоп на третий год жизни — это и образ на третью семилетку. Такой соляр в MRL называется септером.
В MRL также используются другие методы интерпретации гороскопа, такие как «путь трех» (асцендент образно считается «подручным материалом», Солнце «реализацией», а МС «результатом»), «Толкование Афродиты» (дает общую картину судьбы), «Групповые очки судьбы» и другие. В.Доберейнер также разработал теорию, связывающую его школу с гомеопатией (прием определенных гомеопатических средств может влиять на активизацию тех или иных аспектов, меняющих в итоге судьбу).

Естественнонаучная школа

Естественнонаучная школа астрологии (космобиология) - направление современной научной астрологии, идущее на сближение с естественными науками. Космобиология особенно популярна в Европе. Термин "Космобиология" ввёл австрийский врач Ф.Ферхов. Затем этот термин использовался швейцарским статистиком и астрологом К.Э.Крафтом для обозначения той ветви астрологии, которая базируется на научном фундаменте и использует естественнонаучную терминологию. Особенно широко известной космобиология стала в последние десятилетия благодаря деятельности немецкого астролога Рейнгольда Эбертина и его сподвижников.
По определению самого Р.Эбертина, "космобиология - это научная дисциплина, имеющая дело с возможными корреляциями между космосом и органической жизнью, воздействием космических ритмов и движений звёзд на человека, со всеми его возможностями и наклонностями, его характером и возможными поворотами судьбы; она исследует эти корреляции и воздействия, как они отражаются в растительной и животной жизни Земли как целого. При этом космобиология использует новейшие методы научного исследования, такие как статистика, анализ и компьютерное программирование".
Космобиология в узком понимании этого термина обозначает систему астрологических методик, разработанную Р.Эбертином. Эта система во многом опирается на разработки Гамбургской школы астрологии. Основными отличительными особенностями системы астрологических методик естественнонаучной школы являются: отказ от использования каких-либо систем домов гороскопа и работа только с космограммой (в которой, однако, рассчитываются положения Асцендента и Середины Неба); анализ только напряжённых аспектов (т.е. дуговых аспектов, порождённых числами 2, 4, 8, 16); использование 90-градусной круговой шкалы и 45-градусных графических эфемерид; анализ мидпойнтов и структурных картин; работа с дирекциями солнечной дуги.
Космобиология старается доказать наличие причинно-следственных связей астрологических воздействий. Как существенные компоненты содержит теорию биоритмов и солнечно-земных связей. Ссылается на некоторые убедительные результаты, полученные в ряде точных опытов флорентийским физиком Пиккарди.

Традиционная школа

Традиционная школа астрологии исповедует принципы, изложенные еще Птолемеем. Отличается довольно сложной терминологией. Среди астрологов этой школы много специалистов по истории астрологии.

Структуралистская школа

Структуралистская школа астрологии считает, что гороскоп позволяет связать группу знаков с группой характерных чувствительных элементов и использовать различные комбинации элементов для их расшифровки. Так, психоаналитик Жан Кортере (Carteret) считает, что астрология - это не только получаемые извне знания, но и проекция реальности мира в сознании. Предложенный им способ интерпретации гороскопа требует в первую очередь интуиции. Теории этой школы основаны на том, что астрология, в отличие от астрономии, содержит и субъективные компоненты.

Авестийская школа

Авестийская Школа Астрологии (сокр. АША) - современная школа приверженцев авестийской системы астрологии, возглавляемая П.П.Глобой. Эта система основана на знании культуры Авесты, философии и религии зороастризма и зерванизма.
Следует отметить, что аббревиатура АША не случайна. В Авестийской традиции Аша - Истина, Царство Правды. Теория АША базируется на авестийской интерпретации двух важнейших оккультных законов: закона Тождества и Подобия ("То, что вверху, так же, как и то, что внизу" - Заратуштра, 15-й гат) и закона Кармы, Воздаяния за все поступки, мысли и слова в каждом воплощении. Программа человека в данном воплощении определяется тремя гороскопами: гороскопом рождения (тела) - Лагна, гороскопом зачатия (души) - Адвенак, и гороскопом Духа - Прарабда. В этих гороскопах анализируется прежде всего положение кармических планет - Селены (Белой Луны), означающей меру добра в карме человека, Лилит (Чёрной Луны), означающей меру зла, и Узлов Луны. Такой приоритет кармических планет при анализе гороскопа объясняется тем, что учение о добре и зле и свободе человека в выборе между ними является основным принципом авестийского учения. Зло не вечно и обречено на гибель, но человек, сделав выбор в его пользу, может удлинить срок борьбы с ним добрых сил; сделав же выбор в пользу сил Света, человек приближает наступление окончательной победы над злом. Кроме того, в АША считается, что соотношение между роком и свободой воли разное у разных людей, и это можно определить по гороскопу. Показателями акцентуации противоборства сил добра и зла в гороскопе в тот или иной момент жизни являются Колесо Жизни и Колесо Смерти, представляющие собой разновидность символических дирекций. Точка Жизни, связанная с Белой Луной, находится в момент рождения в 0° Овна и проходит 1 знак Зодиака по ходу знаков за 7 лет; точка Смерти (Греха), связанная с Чёрной Луной, начинает своё движение от той же точки 0° Овна, но движется против хода знаков и проходит 1 знак за 9 лет.
Согласно теории АША, каждый человек в течение своей жизни проходит 4 основных этапа, символически соотносящихся с четырьмя эпохами истории мира: эпохой Творения, эпохой Смешения, эпохой Разделения и эпохой Объединения. Мистерия мировой истории находит отражение в годичном цикле, а четыре эпохи соответствуют четырём квадрантам Зодиака. Зороастрийские праздники также связаны с Зодиаком: 4 важнейших праздника совпадают с моментами прохождения Солнцем точек равноденствия и солнцестояния, а дни начала и окончания шести праздников, посвященных шести Амеша Спента (Святых Бессмертных) и называемых гахамбарами, послужили основой для выделения в Зодиаке королевских градусов и разрушительных (нищенских) градусов. В астрологическом анализе по системе АША важное место отводится интерпретации долей зодиакальных знаков: градусов (на них обращается особое внимание), 1/6 частей знака (называемых в АША термами) и декад.
Ещё одной важной особенностью астрологической системы АША является рассмотрение гороскопа в соотнесении с данными календарного цикла зороастрийцев. Считается, что календарные ритмы являются изначальными, неосквернёнными, и показывают те архетипы, настроившись на которые, человек может найти свой индивидуальный путь достижения Хварны (Благодати). Планетные же ритмы с их флуктуациями, нестабильностью, неравномерностью символизируют нарушение изначального чёткого ритма после осквернения мира злым духом Ангро-Майнью, и поэтому в АША считается, что ориентироваться на эти ритмы для гармонизации своего духовного состояния нельзя.
Астрологи АША считают обязательным учитывать в анализе карты, помимо десяти классических и четырех кармических (Селена, Лилит, Раху, Кету) планет, Хирон и трансплутоновую Прозерпину, а также неподвижные звёзды и жребии. Кроме этого, в рассмотрении крупномасштабных эволюционных процессов используются гипотетические планеты - инфрамеркурианский Вулкан, Осирис, Исида, Анубис. Иногда принимаются в рассмотрение астероиды и "анти-Солнце" Люцифер. В последние годы активно разрабатывается использование фиктивных планет - т.наз. Стражей Неба; к ним относятся Приап (Шатаваэш), Рази, Утопия (Рапитвина), Аза, Тиштар, Вананд и Хауранга.
В АША разработана нетрадиционная система дуговых аспектов: они делятся на две группы бытовых и феноменальных аспектов. К бытовым относятся соединение, гармоничные аспекты (120°, 60°, 30°, 150°) и напряжённые аспекты (180°, 90°, 45°, 135°), а к феноменальным - творческие аспекты (72°, 144°, 36°, 108°) и кармические аспекты (40°, 80°, 20°, 100°).
Специфической особенностью АША является употребление оригинальных систем определения силы планет в знаках (кармический статус) и домах, показывающей влияние планет на черты характера, а также расчёт силы планет и включённости домов по афетике, что показывает влияние на событийный ряд. Существуют методики числового определения относительной силы дуговых аспектов. Кроме того, исследуются цепочки планет-диспозиторов по знакам обители, экзальтации, падения и изгнания.
В АША используется особая иерархия систем домов гороскопа. Считается, что гороскоп, составляемый для определения течения жизни на бытовом уровне, должен рассчитываться в системе домов Плацидуса; гороскоп, показывающий возможности духовного роста и преображения человека, - в системе домов Брахмагупты ; медицинский гороскоп - в системе равных домов от "асцендента" Брахмагупты; хорарная карта - в системе домов Кампануса; мунданная карта - в системе домов Порфирия; гороскоп семьи - в системе домов Региомонтана. Для составления гороскопов людей, рождённых в околополярных широтах, используется система равных домов от MC.
Приверженцы АША руководствуются специальной системой методов прогнозирования: выбор прогнозной методики для определения событий в жизни натива зависит от типа натального гороскопа.
Астрологи АША чертят гороскоп по часовой стрелке от ASC, располагаемого справа, и обозначают гармоничные аспекты красным цветом, напряжённые - чёрным, творческие - зелёным, а кармические - синим.
Расцвет деятельности АША пришёлся на рубеж 1980-х-90-х гг., когда данная школа сыграла важную роль в распространении астрологических знаний в нашей стране. И хотя в настоящее время популярность АША пошла на убыль, ряд разработанных в ней концепций принят многими астрологами России и ближнего зарубежья.

Гуманистическая астрология

Концепция астрологии, выдвинутая в 1930-х гг. американским астрологом и философом Д.Радьяром (первоначально эту концепцию он называл "гармонической астрологией"), который последовал вслед за М.Э.Джонсом по пути переосмысления традиционной астрологии в терминах современной психологии. Радьяр соединил теософский подход к астрологии (который он изучал в Кротонском Институте) с интуициями глубинной психологии К.Г.Юнга.
С точки зрения гуманистической астрологии человек представляет собой биоэнергетическую и психофизиологическую целостность.
Д.Радьяр писал:
"Под гуманистической астрологией я понимаю астрологию, помогающую людям в разрешении их личных и межличностных проблем, особенно - в актуализации потенциала, которым они неделены с рождения.
В этой разновидности астрологии ни одна планета и ни один аспект не могут быть сами по себе "хорошими" или "плохими". Каждая карта рождения так же хороша, как любая другая, в том смысле, что она символизирует то, чем человек потенциально является и чего он может достичь, если будет следовать "инструкциям", "записанным" в картине неба, как оно видится с места и в точный момент его рождения.
Такая астрология - не эмпирическая наука. Это "язык", который способен обнаруживать архетипы того, что есть по существу данный человек (тело, ум, чувства и пр.) в целом - "Форму" индивидуальности человека. То, что мы неясно и часто ошибочно называем судьбой, является процессом актуализации потенциальностей, абстрактно формулируемых в карте рождения. Человек, понимаемый как трансцендентная Душа, - вовсе не сторонний наблюдатель этой своей карты, имеющий перед собой задачу "управлять" ею, чтобы вести "правильную" жизнь. Как существующий живой, думающий, чувствующий организм, он есть то, чем он мог бы быть по указаниям карты, чем ему следовало бы быть, если он живёт "в сонастройке со Вселенной"..."

Кондиционалистская астрология

Школа, основанная в середине ХХ в. французским астрологом Жан-Пьером Николя. Данная школа отрицает мантический и магический элементы в астрологии, отвергает символику и занимается установлением тождеств и соответствий между космическими ритмами и поступками людей.
Солнечные знаки в кондиционалистской астрологии ставятся в соответствие физиологическим типам по Павлову (т.наз. "рефлексологический Зодиак"). Такой Зодиак основывается прежде всего на понятиях возбуждения (двигательные функции, рывок вперёд) и торможения (отказ, отступление). Знаки объединяются в группы по временам года. Фиксированный знак действует против значения окружающих его знаков. В результате получается следующая классификация:
Весна: Овен и Близнецы - естественное возбуждение; Телец - естественное торможение. (Медлительность против быстроты.)
Лето: Рак и Дева - защитное торможение; Лев - возбуждение, снятие торможения. (Активное разрешение проблем - против самозащиты.)
Осень: Весы и Стрелец - ассоциативное возбуждение; Скорпион - дифференцированное торможение. (Желание выделиться - против стремления к слиянию.)
Зима: Козерог и Рыбы - затухающее торможение; Водолей - возрождающее возбуждение. (Желание начинать снова вопреки отказу.)
В системе кондиционалистской астрологии планеты, расположенные в порядке убывания скорости движения, делятся на три группы: Репрезентации - Экзистенция - Трансценденция (Representations, Existence, Transcendance; сокр. R.E.T.).
Уровень R (Репрезентации) соответствует простым сигналам: ключевым словам, понятиям, образам, внешним признакам, моделям.
Уровень E (Экзистенция) соответствует составным сигналам: пережитое, наблюдаемые события.
Уровень T (Трансценденция) соответствует сложным сигналам: мир неизвестных законов, неопределяемого, абстрактного, невидимого.
Уровень R. Меркурий - Трансценденция Репрезентаций: переход от простого, единичного (слово) к множественному; символ разума, который позволяет проникать в сложные сферы; недостаток E (конкретного). Венера - Экцистенция Репрезентаций: объект и его образ, который у нас возникает, осуществление моделей; недостаток Т (абстрактного). Солнце - Репрезентация Репрезентаций: утверждение моделей и понятий; недостаток E и T.
Уровень E. Марс - Экзистенция Экзистенции: утверждение конкретного и опыта пережитого; недостаток R и T. Юпитер - Репрезентация Экзистенции: способности к дедукции, упрощению, целеустремлённость; недостаток T. Сатурн - Трансценденция Экзистенции: углубление реальности, пережитого; понимание относительности вещей, поиск истинных ценностей; недостаток R (образы, внешний облик).
Уровень T. Уран - Репрезентация Трансценденции: способность переводить сложное в простые слова и образы; недостаток E (конкретное, факты). Нептун - Экзистенция Трансценденции: опытная проверка сложного, невидимого и иррационального; недостаток R. Плутон - Трансценденция Трансценденции: утверждение сложности, потусторонних сфер, отказ от моделей; недостаток R и E.
Луна в астрологии Николя считается выразителем целостности существования, она соответствует трём уровням: R, E и T - в их совокупности.
Понятие управления и с ним связанные понятия в кондиционалистской астрологии совершенно отсутствуют.

Классическая астрология

Общее название традиционной европейской астрологии, в основе которой лежат труды учёных эпохи эллинизма (в первую очередь, Клавдия Птолемея, Фирмика Матерна и Павла Александрийского) и мусульманского средневековья, получившие распространение в Европе в латинских переводах (начиная с XI в.). Окончательное своё завершение классическая астрология получила в трудах астрологов XVII в. - Уильяма Лилли, Морена де Вильфранша и др.
В классической астрологии кроме Зодиака и системы деканов используются 12-частная система домов, коя конкретнее связывается с человеком, ибо зависит не только от времени, но и от места рождения. Современная классическая астрология рациональна, логична, требует верификации своих гипотез экспериментально, опирается на методологию науки и перенимает лучшие черты из научной формы культуры. В рамках современной классической астрологии существует общепринятая система экзальтаций и управления планет, дополненная высшими планетами; классическими считаются системы домов Плацидуса и Коха; птолемеевские мажорные аспекты, дополненные минорными и т.д. Классическими принято считать четыре метода прогноза - дирекции, прогрессии, транзиты и солнечные обращения.

Спойлер
Европейская астрология
История европейской астрологии насчитывает несколько тысяч лет. Как свидетельствуют археологические раскопки, наблюдением за небесными светилами народы ЕвропыНью-Грейндж занимались ещё в каменном веке. В разных регионах Европы (как и в других частях света) найдено довольно много каменных сооружений, использовавшихся, в частности, для наблюдения за Солнцем и Луной. Эти сооружения называют мегалитами (от греч. megas - "большой" и litos - "камень") и подразделяются на менгиры, дольмены, кромлехи и т.наз. крытые аллеи - в зависимости от их архитектуры. Многие мегалиты выполняли одновременно роли обсерватории, храма, компаса и календаря.
Наиболее древним в Европе мегалитическим памятником, который связан с наблюдениями за небом, считается Нью-Грейндж в Ирландии, неподалёку от Дублина. Этот мегалит был обнаружен в результате раскопок, начатых в 1963 г. Он датируется примерно 3000 г. до н.э. и представляет собой сооружение из серых и белых камней, сложенных прямо на земле в каменную полусферу правильной формы ок. 85 м в диаметре, которая окружена внешним кольцом из грубых каменных столбов размером от 1.8 до 2.5 м. Внутри "свод" оказался заполненным валунами. Посреди них находился узкий коридор длиной 12 м, который вёл в небольшую комнату. Этот туннель ориентирован точно на место восхода Солнца в день зимнего солнцестояния. Стены Нью-Грейнджа расписаны странными узорами из кругов и спиралей, скорее всего символизировавшими кольца времени.Стоунхендж
Самым знаменитым мегалитическим сооружением древней Европы является Стоунхендж, возведённый на Солсберийской равнине в Южной Англии между 1900 и 1600 гг. до н.э. Стоунхендж имел следующую структуру. 30 вкопанных в землю обтёсанных вертикальных камней высотой ок. 5.5 м с положенными сверху плитами составляли кольцевую "колоннаду" диаметром 29.5 м. Внутри неё вокруг центрального камня подковой располагались пять трилитов в форме узких "трёхкаменных ворот". Сооружение было окружено тремя концентрическими кольцами лунок, заполненных мелом, а на северо-восток от него шла обозначенная валами "аллея", в конце которой возвышался шестиметровый каменный столб массой в 35 тонн - Пяточный камень. Стоунхендж был построен для того, чтобы следить за движением Солнца и Луны, определять даты равноденствий и солнцестояний, а также удалённость Луны от эклиптики (что, в свою очередь, позволяло предсказывать солнечные и лунные затмения).
В I тысячелетии до н.э. у разных народов Европы (в частности, у этрусков, кельтов, галлов, греков) сформировались достаточно развитые астрологические системы. К сожалению, не сохранилось достоверных сведений о большинстве этих систем, а некоторые из них, хотя и реконструируются, но лишь с малой степенью достоверности (см. Астрология друидов).
Наиболее изучена античная астрология - благодаря большому количеству сохранившихся данных (в т.ч. письменных источников), а также благодаря тому, что именно эта астрологическая традиция оказала решающее влияние на европейскую астрологию последующих столетий, получив также распространение в странах Азии и Африки. В классической Древней Греции астрология не была широко распространена, хотя отдельные концепции месопотамской астрологии и были здесь известны. Но поистине популярна астрология стала лишь в эпоху эллинизма. Ключевым моментом, давшим мощный импульс к развитию астрологии в эллинистическом мире, явилось открытие вавилонским жрецом, астрологом и историком Беросом в 280 г. до н.э. астрологической школы на острове Кос. Очень большой интерес к астрологии проявляли жители Древнего Рима. (См. Эллинистическая астрология).
После падения Римской империи европейская астрология переживала упадок на протяжении нескольких столетий. Традиции эллинистической астрологии продолжались в византийской астрологии, хотя и не получали дальнейшего развития. Византийские астрологи не внесли каких-либо новаторских идей и занимались в основном изучением, изданием и комментированием трактатов древнегреческих учёных и применением на практике извлечённых из них знаний.
В регионах Европы, не входящих в состав Византии, астрология, как и многие другие науки, пришла в полный упадок. Христианизация Европы приводила к забвению старых, языческих астрологических практик, тогда как новые астрологические системы не развивались. Этому было несколько причин. Во-первых, астрология ассоциировалась у сторонников христианства с язычеством и мусульманством (наука о звёздах в странах ислама процветала). Во-вторых, это было связано с техническими причинами: традиция астрономических наблюдений была утеряна, а планетных таблиц на европейских языках не существовало. И хотя интерес к астрологии никогда не угасал (особенно в учёных кругах), но возможности для её распространения были ограничены.
Возрождение интереса к астрологии в Европе началось приблизительно с XI в. под влиянием арабов, которые c VIII в. обрели владычество над Испанией и Сицилией. В XII - XIII вв. было сделано большое количество переводов с арабского и греческого языков. Исламская наука играла при этом определяющую роль.
Выдающимися переводчиками научных сочинений, познакомившими латинский Запад со многими работами греческих, арабских и еврейских астрологов были Аделярд из Бата (ок. 1080 - 1152), Герард из Кремоны (1114 - 1187), Платон Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго Санталийский (сер. XII в.), Роджер из Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль Скот (ум. ок. 1235). При этом они и сами были прекрасными астрологами.
Особо важную роль в распространении астрологических знаний сыграл Альфонс X Мудрый (1221 - 1284), король Кастилии и Леона с 1252 г. Он покровительствовал наукам и литературе, сам занимался астрологией и астрономией (за что и был прозван Мудрым), заботился о переводе всех доступных ему астрологических сочинений на латинский язык. Кроме того, под руководством Альфонса Мудрого в 1248 г. в Толедо были разработаны новые таблицы движения планет. Будучи изданы в 1252 г., эти таблицы, получившие название "Альфонсинских", быстро разошлись по Европе и применялись европейскими астрологами для составления гороскопов на протяжении нескольких столетий.
Активное внедрение астрологии в жизнь Западной Европы потребовало философско-мировоззренческого переосмысления "науки о звёздах" с позиций церкви. Такие крупные философы, как Роберт Гроссетест (епископ Линкольнский с 1235 г.), францисканский монах Роджер Бэкон, Альберт Великий (провинциал доминиканского ордена в Германии с 1254 г.) и, наконец, крупнейшие авторитеты своих орденов доминиканец Фома Аквинский и францисканец Иоанн Дунс Скот сходились в мнении о том, что астрология является наукой, заслуживающей доверия и что она не вступает в противоречие с учением христианской церкви, если не придерживаться фаталистической трактовки астрологии: небесные тела, созданные Всевышним, действительно влияют на земные тела, но не властны над свободной волей (см. Астрология и христианство).
С интересом относились к астрологии и философы Возрождения, которые выработали особую концепцию связи микро- и макрокосма.
Николай Кузанский (1401 - 1464) в своей работе "Conjecturis" включает Землю во всеобъемлющую сеть космических энергий. Индивидуум у Николая Кузанского оказывается входящим в космическое целое, но имеющим определённую автономность: "Каждое существо во Вселенной наслаждается своей уникальностью, которую он не делит ни с кем иным". В этом пункте становится заметным, что индивидуальная астрология, астрология личности в эпоху Возрождения акцентируется всё больше и больше, в то время как "всеобщая" астрология отступает на задний план. Марсилио Фичино (1433 - 1499), основатель платоновской Академии во Флоренции, перевёл на латинский язык ряд работ эллинистических астрологов и написал трактат по медицинской астрологии, но при этом отвергал использование астрологии в предсказательных целях. Пико делла Мирандола (1463 - 1494), автор знаменитой "Речи о достоинстве человека", активно интересовался каббалистической астрологией. В 1495 г. было опубликовано его сочинение "Против предсказательной астрологии", в котором Пико отверг астральный детерминизм в пользу свободы человеческой воли; осудил неправильное употребление и превратное понимание астрологии. В частности, он писал: "В отношении нравов самое большое поощрение зла заключается в том, что при этом как бы само небо становится его соучастником". Пьетро Помпонацци (1462-1525), знаменитый комментатор Аристотеля, заявлял об отсутствии каких-либо демонических или сверхъестественных сил в астрологических влияниях. Обусловленная движением небесных тел всеобщая закономерность в природе - важнейшая тема трактата Помпонацци "О причинах естественных явлений" (1520). Парацельс (1493 - 1541), сам постоянно обращавшийся к астрологии, предупреждал, что нельзя ставить себя в зависимость от небесных светил. Вслед за Пико он горячо призывал людей к личной ответственности за свою судьбу. Если человек подчиняет свою судьбу небесным телам, то, считал Парацельс, "это происходит оттого, что такой человек не знает самого себя и не умеет применить силы, скрытые в нём, он не знает, что сам в себе носит небесные светила, что является микрокосмом и таит в себе небесный свод со всеми его творческими силами!". Венгерский гуманист Андреас Дудит (1533 - 1589), активно интересовавшийся астрологией и сделавший новый перевод "Тетрабиблоса" Птолемея, также выступал против фаталистического понимания астрологии. Особенно известны его выступления по поводу появления кометы в 1577 г. В работе "De cometarum significatione" он заявляет, что кометы могут появляться и без того, чтобы быть причиной или предвестием политических бедствий.
В XIV - XVI вв. наблюдается наивысший подъём интереса к астрологии в Европе. В этот период астрологи работают при дворах большинства европейских правителей. Появляются первые печатные астрологические эфемериды, альманахи и календари. Во многих университетах астрология преподаётся как научная дисциплина, многие выдающиеся учёные и церковные деятели прославились как астрологи: в их числе итальянский учёный-энциклопедист Чекко д'Асколи (1250/1269 - 1327), разносторонний еврейский учёный и теолог Леви бен Жерсон (1288 - 1344), английский учёный и церковный деятель Саймон Бредон (ок.1300 - ок.1372), французский математик и врач Доминик де Клавазио (сер. XIV в.), папский легат и кардинал Пьер д'Айли (1350 - 1420), основатель Падуанской философской школы и знаменитый врач Пьетро д'Абано (ок.1250 - 1316), один из самых выдающихся математиков своего времени, автор первых печатных эфемерид немец Региомонтан (1436 - 1476), его соотечественник и коллега Иоганн Штёффлер (1452 - 1531), составитель астрономических таблиц для экспедиции Васко да Гама, еврейский астроном из Португалии Абрахам Закуту (1450 - ок.1522), создатель математической модели воздействия светил на приливы и отливы далматский астроном и врач Федерико Гризогоно (1472 - 1538), знаменитый учёный Агриппа Неттесгеймский (1486 - 1535), немецкий гуманист, изготовитель научных инструментов Николас Кратцер (1486/87 - 1550), одна из интереснейших фигур Возрождения учёный Джеронимо Кардано (1501-1576), лейб-медик Екатерины Медичи Оже Ферье (1513 - 1589), крупнейший датский астроном Тихо Браге (1546 - 1601) и его даровитейший ученик Иоганн Кеплер (1571 - 1630), английский учёный разностороннего дарования Джон Ди (1527 - 1608), итальянский астроном, математик и картограф Джованни Маджини (1555-1617), его соотечественник философ-утопист Томазо Кампанелла (1568 - 1639). Среди людей, интересовавшихся астрологией, были и князья, и короли, и даже римские папы.
В XIII - XVI вв. также работало большое количество знатоков "науки о звёздах", для которых астрология была не просто одной из сфер интереса, но главнейшим занятием жизни. Среди наиболее знаменитых имён - Кампано да Новара (разработавший оригинальную систему деления гороскопа на дома), Гвидо Бонати (наиболее влиятельный астролог XIII в.), Джон Эшенден (наиболее плодовитый из всех средневековых английских авторов астрологических работ), Иоганнес Лихтенбергер (автор книги предсказаний, сохранявшей популярность вплоть до XIX в.), Симон де Фарес (первый историограф астрологии и астрономии, активно выступавший в защиту "науки о звёздах"), Лука Гаурико (известный массой точных предсказаний, в частности, семейству Медичи), Иоганн Фауст (легендарный немецкий астролог), Мишель Нострадамус (автор знаменитых "Центурий"), Валентин Найбода (крупнейший немецкий астролог XVI в.), Георг Иоахим Ретик (он активно пропагандировал систему Коперника и использовал её в своих расчётах времени надвигающегося Второго пришествия Христа), Кристофер Хейдон (англичанин, автор нашумевшей книги "Защита юдициарной астрологии").
XVI в. стал временем наиболее ожесточённых споров об истинности астрологии. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, опубликованный в 1543 г. труд Коперника "О вращениях небесных сфер", обосновывающий концепцию гелиоцентризма, нанёс большой удар по представлениям о Земле как средоточии космических влияний: астрология, как учение, основывающееся на геоцентрической системе, стала казаться "ненаучной". Во-вторых, XVI в. был также веком Реформации и контр-Реформации, когда католическая церковь стала особенно активно бороться с ересями. Виднейшие деятели Реформации благосклонно относились к астрологии (в частности, Ф.Меланхтон, автор т.наз. Аугсбургского исповедания лютеранской церкви, читал курс лекций по астрологии в Виттенбергском университете, а его единомышленник лютеранский теолог И.Камерарий осуществил первое за всю историю издание оригинального греческого текста "Тетрабиблоса" Птолемея), и это явилось одной из основных причин усиления гонений на астрологов со стороны католической церкви. В 1545 г. на Трентском соборе предсказательная астрология была осуждена, а в конце века закрепилась окончательная тенденция к неприятию астрологии со стороны католицизма. Важную роль также сыграло основание Ф.Бэконом (1561-1626) методологии опытной науки. Бэкон указывал на необходимости пересмотра положений традиционной астрологии. Однако при этом Бэкон считал, что астрология может быть проверена и очищена от средневековых суеверий, и признавал, что небесные тела, помимо света и тепла, оказывают и другие влияния, изучив которые, можно будет предсказывать различные явления на Земле.

12 язычников-астрологов
12 язычников-астрологов (включая поэта Вергилия, философов Сенеку и Аристотеля) заняты толкованием звёздного неба. Книга пророчеств. Центр. Германия. XVI в.
В обсуждаемый период астрология получила распространение и в Восточной Европе. Центром астрологических знаний в этом регионе была в XV - XVII вв. Польша. Главной "кузницей" астрологических кадров была Краковская академия (Краковский университет), в которой существовала самостоятельная кафедра астрологии. Первый курс астрологии был здесь прочитан в 1423 г. Хенриком Чехом, который славился точностью своих прогнозов. В последующие полтора столетия в Краковской академии работала целая плеяда известных астрологов: Мартин из Журавицы (ок. 1422 - ок. 1459), математик и доктор медицины, получивший за удачные исцеления прозвище "короля в медицине", он был автором первого в Польше прогностика (сборника астрологических предсказаний) на 1451 г.; его ученик Мартин Былица (1433 - 1494), преподававший астрологию и астрономию в университетах Италии и Венгрии и составивший с Региомонтаном астрологические таблицы; Пётр Гашовец (ок. 1430 - 1474), доктор медицины, ректор Краковской академии, придворный астролог Казимира IV; Войцех Брудзевски (2-я пол. XV в.), магистр астрологии, автор ряда альманахов и прогнозов, опубликованных в 1480-х гг.; Михал из Вроцлава (ум. ок. 1534), философ (представитель среднего аристотелизма), теолог, математик, автор первых печатных прогностиков; Ян Глоговчик (1445 - 1507), один из самых выдающихся схоластиков Европы, учитель Коперника, прославившийся предсказанием о выступлении Мартина Лютера; Мацей Меховит (1457-1523), ректор Краковской академии, первый познакомивший поляков с арабской астрологией; Каспер Гоский (ум. 1576), бургомистр Познани, которому в Венеции был поставлен памятник за то, что он провидел победу христианского мира над Оттоманской Портой; Ян Латос (конец XVI в.), декан медицинского отделения академии, также прославившийся своими верными прогнозами; Ян Брожек (1585 - 1652), профессор астрологии, доктор медицины и теологии, астрологический советник королей Зигмунта III и Владислава IV. Хотя в середине XVII в. "золотой век" астрологии в Польше завершился, ещё многие десятилетия астрология продолжала занимать важное положение среди университетских наук. Даже в XVIII в. среди профессоров математической группы Краковской академии самое видное место занимал т.наз. Regius Astrologus (Королевский астролог), главной обязанностью которого являлось утверждение календарей с астрологическими предсказаниями.
В Краковской академии получил образование Георгий Дрогобычский (Юрий из России; ок. 1450-1494) - первый отечественный доктор медицины и философии и первый восточнославянский астролог, получивший европейскую известность.
XVI - XVII вв. - время активного проявления трёх конфликтующих друг с другом сил в европейской культуре. Церковь и государство объединёнными усилиями наступали на народную культуру (в т.ч. и на астрологические представления), результатом чего были, в частности, знаменитые гонения на ведьм. С другой стороны, церковь активно боролась с новыми научными представлениями о мире, в частности, с гелиоцентризмом. И, наконец, новая наука вступила в конфликт с традиционными системами мировосприятия, среди которых немалую роль играла астрология.
В результате этой борьбы трёх сил победила наука, достижения которой вскоре стали всем очевидны, и их стало уже невозможно отрицать. Церкви эта борьба стоила определённых жертв, но благодаря постулату "двух истин" (говорящему о различии научного и религиозного пути познания) она также сумела выйти из кризиса. Астрологию же стали считать отжившей свой век, ибо принцип геоцентризма, на котором она базировалась, доказал свою несостоятельность, а принцип всемирной симпатии уступил место механистическому представлению о мире. Окончательно доверие к астрологии среди трезвомыслящих людей было утрачено с открытием в конце XVIII в. Урана, а затем и других планет, не нашедших места в идущей из античной науки теории планет. В начале XIX в. была закрыта последняя университетская кафедра астрологии в Европе, и "наука о звёздах" стала считаться лишь одним из суеверий.
Однако не следует упускать из виду, что резкое снижение популярности астрологии (прежде всего, в научных кругах) не означало окончательного ухода астрологических представлений в прошлое. Образно говоря, ветер перемен снёс только крышу со здания астрологии, фундамент же и нижние этажи остались целы. Гелиоцентрическая концепция была известна ещё учёным древности: индийская "Айтарея брахмана", где излагается эта концепция, относится к периоду не менее чем за две тысячи лет до рождения Коперника; а Аристарх Самосский выдвинул гипотезу о вращении Земли вокруг Солнца в первой половине III в. до н.э. И это не поколебало здания "науки о звёздах", прежде всего потому, что она изучает влияния космоса на Землю и на существ, которые живут на ней, а не на Солнце. Какой при этом воспользоваться астрономической теорией расчётов, ей не так уж важно. Заметим, что самим создателям новой механистической науки - Тихо Браге, Иоганну Кеплеру, Исааку Ньютону - их открытия ничуть не мешали серьёзно заниматься астрологией (особенно велик вклад в теорию астрологии И.Кеплера). Характерно, что такой последовательный представитель материализма и механистического детерминизма, как Б.Спиноза (1632 - 1677) был известен и как искусный астролог - он много работал с гороскопами, изучая влияние аспектов Меркурия и Юпитера в связи с коммерческой деятельностью.
Открытие новых планет также не привело к крушению астрологии: влиянию этих планет были найдены соответствия, а сам факт их открытия стал интерпретироваться астрологами как возможность выйти на более глубокий слой причин событий на Земле.
В XVII в. астрология всё ещё играла важную роль в научных представлениях и жизни общества. Как уже было отмечено выше, создатели новой науки никак не предполагали, что их разработки приведут к упадку астрологии. Многие выдающиеся учёные и астрологии скорее были согласны с мнением Ф.Бэкона, что астрология нуждается в новом научном подходе и может быть очищена от суеверий и обновлена. Так, к примеру, считал английский астролог, астроном и метеоролог Джошуа Чилдри (1623 - 1670). Он указывал, что путь дальнейшего развития астрологии должен заключаться в сочетании философских концепций Бэкона с коперниканской моделью солнечной системы. Сходной была позиция Джона Гоуда (1616 - 1689), крупнейшего специалиста в области метеорологической астрологии. В своём главном труде "Astro-Meteorologica" (1686) - фундаментальной книге, основанной на тридцатилетних погодных наблюдениях - Гоуд попробовал найти корреляцию этих данных с положением планет. Важно отметить, что Гоуд был одним из первых астрологов, использовавших статистические данные в своих исследованиях, и явился предтечей научной астрологии ХХ в.
Наиболее знаменитым последователем Бэкона в астрологии был Джон Гэдбери (1628 - 1704). Он также был убеждённым сторонником необходимости реформы в понимании астрологии. Он придерживался естественнонаучной точки зрения и считал, что "влияния звёзд являются чисто природными". В противовес остальным астрологам "ненаучного" направления, он называл свои прогнозы "конъектурами" (предположениями), а не "предсказаниями". Гэдбери порицал многие устаревшие элементы астрологии и превозносил ценность наблюдений и экспериментов. Он был автором ряда книг и приобрёл известность благодаря своим точным прогнозам.
Таким образом, мы видим, что занятие астрологией в XVII в. ещё не стало считаться недопустимым для серьёзного учёного. Приведём лишь краткий список наиболее признанных астрологов того времени.
Шотландский астролог, химик и врач Уильям Дэвисон (1593 - ок. 1669), лейб-медик польской королевы Марии-Луизы, был одним из первых учёных, глубоко исследовавших возможную взаимосвязь химических процессов и астрологических закономерностей. Основное сочинение Дэвисона по химии "Philosophia pyrotechnica" (1633-35) содержит обширное исследование, касающееся метафизического базиса химической теории. Учеником Дэвисона был крупнейший французский астролог Жан-Батист Морен де Вильфранш (1583 - 1656), доктор медицины, профессор математики Коллеж де Франс в Париже. Как астролог он работал для таких знатных людей, как епископ Булонский, герцог Люксембургский и герцог д'Эффиат, был личным астрологом кардиналов Ришельё и Мазарини, приобрёл знаменитость рядом удачных прогнозов. Морен был последним знаменитым французским астрологом Нового времени.
В Италии работал астроном, астролог и математик Андреа Арголи (1570 - 1657). Он руководил кафедрой математики в Сапиенце (Ватикан), рассчитал и опубликовал астрологические эфемериды, ставшие основой его долговременной славы. Его сын, широко известный поэт Джованни Арголи (1609 - 1660), также занимался астрологией и математикой (он упоминается как известный астролог того времени в романе Вальтера Скотта "Гай Мэннеринг, или Астролог"). Ещё один итальянский астролог и математик, Плачидо Тити (1603 - 1668), приобрёл известность благодаря двум своим книгам по астрологии, развивающим тезис о том, что астрологические влияния "естественны, очевидны и измеримы". Он смело заявлял: "Мне не требуется другого руководства, кроме Птолемея и разума". Его метод расчёта домов гороскопа до сих пор является самым популярным среди астрологов.
В Англии самым знаменитым астрологом XVII в. был Уильям Лилли (1602 - 1681). Одно время он консультировал короля Карла I (1625 - 1649), однако в разгоревшейся гражданской войне занял сторону парламента. Подобно многим своим современникам, Лилли публиковал альманах с предсказаниями. Именно благодаря своим прогнозам он приобрёл известность у современников. В те же годы жил Николас Кальпепер (1616 - 1654), выдающийся знаток медицинской астрологии, автор популярной книги по астрологическому траволечению.
После смерти Лилли самым известным астрологом Британии стал Джон Партридж (1643-1715). Издававшийся им астрологический альманах был настолько популярен, что другие издатели начали ставить на своих альманахах имя Партриджа, чтобы они лучше продавались.
Партриджа называют последним великим астрологом XVII в., поскольку после его смерти астрология на европейском континенте пришла в упадок, который продлился более ста лет. Анализируя причины этого упадка в Англии, историки, помимо всего прочего, отмечают роль чрезвычайно накалённой социально-политической обстановки. Во время революционных волнений, гражданской войны и периода междуцарствия (1642-60) такие эзотерические философские направления, как астрология и герметические учения, пользовались необычайной популярностью, а их тесная связь с радикальными политическими и религиозными направлениями чаще всего заставляла официальную церковь и имущие сословия воспринимать их негативно. В период временной отмены цензуры астрологические альманахи раскупались куда как быстрее, чем Библия, а такие влиятельные астрологи, как Уильям Лилли, поощряли мятежный дух. На концептуальном уровне эзотерические философские учения поддерживали мировоззрение, как нельзя лучше согласовавшееся с политической и религиозной деятельностью радикальных движений, причём предполагалось, что духовное озарение потенциально доступно любому человеку, независимо от его положения в обществе и пола, а природа рассматривалась как живой организм, на всех уровнях пронизанный Божеством и непрестанно самообновляющийся. В 1660 г., после Реставрации, ведущие философы, учёные и священники подчёркивали ценность здравой натурфилософии - например, недавно ставшего достоянием гласности механистического учения об инертных материальных частицах, подчинённых постоянным законам, - для того, чтобы побороть страстный энтузиазм, который разжигали радикальные секты с их эзотерическим мировоззрением.
Поскольку ещё не исчез совсем призрак общественных беспорядков предыдущих десятилетий, герметические идеи подвергались всё большим нападкам, астрология, утратив благосклонное покровительство высших классов, перестала преподаваться в университетах, а наука, развивавшаяся отныне в рамках Лондонского Королевского Общества (основанного в 1660 г.), поддерживала механистический взгляд на природу как на неодушевлённый мир грубой материи. Отдельные личности, имевшие значительный вес в Королевском Обществе, - такие, например, как Роберт Бойль и Кристофер Рен, - по-прежнему признавали (по крайней мере, в частном кругу) ценность астрологии, однако общая обстановка становилась всё более враждебной: поэтому Бойль, например, воздерживался от публикации своего сочинения в защиту астрологии, завещав это сделать после его смерти. По-видимому, те же самые причины побудили Ньютона и его литературных агентов завуалировать эзотерическую и герметическую подоплёку его научных идей.
Во Франции происходили сходные процессы, и учёные постепенно отворачивались от астрологии. Одним из последних крупных астрономов, сохранявших доверие к астрологии, был Измаль Буллио (1605 - 1694), - кстати, первый иностранный член, принятый в Лондонское Королевское Общество (1663). Он написал важный трактат, посвящённый гелиоцентрической астрономии, но также выступил и редактором астрологических сочинений Марка Манилия (I в.) и Клавдия Птолемея (II в.). Очень показательным примером изменения отношения научной общественности к астрологии в XVII - XVIII вв. является история Джан Доменико Кассини (1625-1712), - выдающегося итало-французского астронома, основателя известной "династии" учёных. В юности Кассини сильно увлёкся астрологическими теориями, что дало импульс и к занятиям астрономией. Вскоре он приобрёл известность как один из больших знатоков астрологии. Именно благодаря заслуженной репутации астролога началась научная карьера Кассини. Однако постепенно занятие астрономией вышло на первый план и стало доминирующим до конца жизни Кассини. При этом отношение учёного к астрологии становилось всё более критическим, и в период после отъезда Кассини во Францию в феврале 1669 г. мы уже не находим никаких свидетельств о его занятиях астрологией. Приоритеты учёного окончательно утвердились в области научной астрономии и геодезии.
Наиболее долго астрология продолжала сохранять свои позиции в Германии. Мало известен тот факт, что знаменитый немецкий философ Г.В.Лейбниц (1646 - 1716) с 1676 г. до конца жизни работал астрологом (а также придворным библиотекарем и историографом) при дворе ганноверских герцогов. Он создал систему астрометеорологии, не утратившую своего значения до наших дней, составил гороскопы всем князьям Ганноверского герцогства своего времени. Немецкий математик и физик Георг Вольфганг Крафт (1701 - 1754) также обладал фундаментальными познаниями в астрологии. Будучи приглашён в Петербургскую Академию Наук в 1725 г., Крафт давал астрологические консультации императрице Анне Иоанновне, занимался астрологическими исследованиями, сопоставлял прогнозные методики историков, метеорологов и астрологов. Вплоть до начала XIX в. астрология продолжала оставаться важным подспорьем в работе врачей (см. Херлих, Эйхштадт, Боне, Бланк).
Выдающийся немецкий мыслитель и поэт И.В. фон Гёте (1749-1832) серьёзно интересовался астрологией. Известно, что он определил точное время своего рождения (что необходимо при тщательной работе с гороскопом), составлял гороскопы друзьям. Разработанная Гёте теория цвета также имеет одним из источников астрологические теории. Вообще, астрология, потеряв союзников в лице представителей точных наук, обрела новых поклонников среди людей гуманитарного знания. В частности, этим учением древности заинтересовались немецкие романтики. Особенно интересна концепция Новалиса (1772 - 1801): он развил магическую космогонию, в которой астрономия - это "истинная метафизика". Что касается "научной астрологии", то последним её представителем явился Юлиус Вильгельм Андреас Пфафф (1774-1835), доктор философии, с 1818 г. - профессор математики и астрологии в Дерпте, Нюрнберге, Вюрцбурге и Эрлангене. В своей диссертации "Ueber das Wesen der Astrologie" ("Обоснование астрологии") он призывал заново признать астрологию законной наукой. По иронии судьбы Пфафф оказался последним профессором научной астрологии университетского масштаба и пережил её изгнание из высших учебных заведений. Он прочитал свою последнюю лекцию по астрологии в 1817 г. в Вюрцбургском университете.
В целом, европейская астрология в XVIII - начале XIX вв. исчезла из мира академической науки. Однако она не умерла, а продолжала существовать в народе и в эзотерических кругах.
Центром нового возрождения астрологии в Европе стала Великобритания. Спустя 101 год после смерти Партриджа, в 1816 г. Джеймсом Уилсоном было написано подробное руководство "A Complete Dictionary of Astrology" ("Полный словарь по астрологии"), по сей день считающееся образцовым справочником по традиционной птолемеевской астрологии. В эти же годы было опубликовано "Новое полное разъяснение небесной науки астрологии" Эбенизера Сибли. Тот факт, что обе данные книги неоднократно переиздавались, свидетельствует, что потребность в знаниях подобного рода в народе не исчезла. В 1820 г. Роберт Кросс Смит (1795 - 1832) основал под псевдонимом Рафаэль периодическое издание "Альманах Рафаэля и пророческий вестник", сразу ставшее популярным и ежегодно издающееся вплоть до нашего времени. Вслед за Рафаэлем свой "Альманах Задкиеля" начал издавать Р.Дж.Моррисон (с 1830 г.), и с не меньшим успехом. Появились и другие книги и периодические издания. Авторов не смущал тот факт, что официальная наука считала астрологию "ложным учением": как собственный опыт астрологов, так и большой спрос на литературу подобного рода в народе показывали, что древнее учение о звёздах по-прежнему актуально.
Большую поддержку астрология получила со стороны различных оккультных учений, особенно со стороны теософии - религиозно-мистического учения, сформулированного Е.П. Блаватской (1831-1891). Теософия стремилась объединить различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создать на этой основе род "универсальной религии", не связанной какой-либо определённой догматикой. Блаватская и её последователи сыграли огромную роль в увеличении интереса к астрологии в странах Запада. В своих работах теософы последовательно проводили мысль о том, что астрология - это неотъемлемая часть сокровенной мудрости всех эпох и народов, "наука о звёздах" во многом является ключом к глубинным знаниям о мире и предназначении человека. Теософия связала европейскую астрологию с элементами индийской философии и с индийской астрологией. В ряды Теософского общества влилось множество людей, интересующихся древней наукой о звёздах. Естественным развитием этого интереса стало создание учеником Блаватской Аланом Лео (1860 - 1917) Астрологической ложи Теософского общества, которая и по сей день является одной из самых уважаемых астрологических организаций. Среди наиболее значительных астрологов, вышедших из теософской среды, следует назвать Сефариала и Ч.Картера.
Из Англии интерес к астрологии распространился на другие страны Европы (Германию, Францию, Россию, Нидерланды и др.), а также в Соединённые Штаты Америки. В большинстве случаев первыми людьми, начинавшими пропаганду астрологии в своей стране, были члены Теософского общества. Астрология также играла важную роль в антропософии. Рудольф Штейнер и его последователи сыграли важную роль в развитии астрологии в Германии.
В 1920- 30-е гг. было основано несколько новых школ в Германии (Гамбургская школа астрологии Витте, космобиология Эбертина) и Нидерландах (школа Ram), которые ведут активную деятельность и по сей день.
Астрология также развивалась во Франции и Швейцарии. Значительное влияние на астрологию в этих странах оказало взаимодействие с психологией и естественными науками. Результатом контакта астрологии с наукой стали концепции швейцарского психолога К.Г.Юнга и его последователей, разработки кондиционалистской астрологии Ж.-П.Николя, статистические исследования супругов Гоклен, новые астрологические методики, введённые Анри Гушоном и Андрэ Барбо.
Одним из основных направлений европейской астрологии последних десятилетий стало использование астрологии в приложении к психологии. Данное направление, обозначенное Юнгом и развитое в концепции гуманистической астрологии Д.Радьяра, получило широкое распространение во французской символической школе, в швейцарской школе Хуберов, в лондонском Центре Психологической астрологии Г.Саспортаса и Л.Грин, а также во многих других местах Европы и земного шара в целом.
Современная европейская астрология обширна и многолика. Практически во всех странах Европы существуют астрологические организации, работают учебные центры, издаются журналы по астрологии. В различных регионах Европы проводятся многочисленные конференции и конгрессы астрологов. Разрабатываются самые разные направления астрологии (эзотерическое, историческое, психологическое, естественнонаучное и др.), активно ведётся компьютеризация астрологии, налаживаются различные пути взаимодействия в астрологическом сообществе, ведётся борьба за официальное признание астрологии.

Рациональная астрология

РАЦИОНАЛЬНАЯ АСТРОЛОГИЯ - это методика анализа астрологических карт, являющаяся развитием принципа афетических таблиц. Введена и опробована немецким астрологом, физиком, естествоиспытателем и философом доктором Вальтером Хофом. Разработку этой методики осуществила Элизабет Шек. В нашей стране система рациональной астрологии стала известна благодаря книге С.Вронского "Астрология: суеверие или наука?" (1990).
Система рациональной астрологии состоит из расчёта и интерпретации следующих таблиц:
Зодиакальная схема, представляющая собой анализ расположения планет радикса в зодиакальных знаках;
Земная схема, представляющая собой анализ расположения планет радикса в домах гороскопа;
Транзитная схема, говорящая о взаимодействии транзитных планет с планетами радикса посредством анализа расположения планет в знаках Зодиака;
Сравнительная зодиакальная схема, позволяющая установить взаимодействие двух гороскопов между собой посредством анализа расположения планет в знаках Зодиака;
Сравнительная земная схема, позволяющая установить взаимодействие двух гороскопов посредством анализа расположения планет в домах.
Зодиакальная схема рассчитывается следующим образом. В первой графе схемы пишутся номера знаков Зодиака, в которых расположены планеты и ближайший к Луне Лунный Узел радикса (Овен - 1, Телец - 2 и т.д.). Если Солнце находится в знаке Рака или Козерога, то все ретроградные планеты считаются находящимися в симметричном знаке Зодиака относительно Поворотной оси гороскопа (ось 0° Льва - 0° Водолея), напр. ретро-планета в Раке считается находящейся во Льве, ретро-планета в Деве считается находящейся в Близнецах и т.д.
Во второй графе пишутся номера знаков Зодиака, в которых находятся главные обители соответствующих планет: Луна - 4 (т.е. Рак), Солнце - 5, Меркурий - 6, Венера - 7, Юпитер - 9, Сатурн - 10, Уран - 11, Нептун - 12, Лунный Узел - 3. Относительно обителей Марса и Плутона существуют разночтения: одни астрологи считают, что главной обителью Марса является Овен, а Плутона - Скорпион, другие считают наоборот. Если Солнце находится не в знаке Рака или Козерога, то обителями ретроградных планет радикса считаются вторые обители (знаки, симметричные главные обителям этих планет относительно поворотной оси: Меркурий-ретро - 3, Венера-ретро - 2 и т.д.).
В третьей графе ставятся названия планет. С 4-й по 14-ю графы отмечается обобщённый коэффициент отклонения данной планеты от остальных, скомбинированный по данным 1-й и 2-й граф. Каждая планетная строка начинается с 0 на её пересечении с одноимённой вертикалью. Отклонение вычисляется следующим образом: для каждой пары планет рассчитывается количество зодиакальных знаков между этими планетами (максимально возможное число - 6, когда планеты находятся в противоположных знаках; минимальное число - 0) и количество зодиакальных знаков между обителями этих планет. Затем вычисляется модуль разницы этих двух параметров. Пример: Луна в 3-м знаке (Близнецы), её обитель - 4-й знак, Солнце в 9-м знаке, его обитель - 5-й знак. Расстояние между планетами: 9-3=6 знаков, расстояние между обителями: 5-4=1 знак; модуль разницы: 6-1=5 знаков. Именно модули разницы и заносятся в 4-ю - 14-ю графы.
В 15-й графе под названием "Зодиак" пишется количество зодиакальных знаков, отделяющее обитель планеты от её положения в радиксе. Напр., Солнце в 9-м знаке, его обитель - в 5-м знаке; расстояние 9-5=4 знака.
В 16-й графе указывается построчная сумма всех коэффициентов отклонения данной планеты. Для "Зодиака" указываются два числа: полная сумма всех его коэффициентов (учитываемая при подсчёте итоговой суммы) и 2/3 от полной суммы (это число учитывается при интерпретации). Итоговая сумма, складывающаяся из всех построчных сумм, пишется под схемой.
В 17-й графе указывается Центр Тяжести (см. ниже).
В 18-й графе пишется количество экстремумов, т.е. нулей и шестёрок в строке и столбце данной планеты. Если в радиксе планета находится в трёх последних градусах знака, то она переводится в следующий знак, но только если она будет иметь не менее 4-х экстремумов. Иначе она остается в своём прежнем знаке.
Следует отметить, что в связи с тем, что методика рациональной астрологии в том виде, как она изложена в книге "Астрология: суеверие или наука?" допускает разночтения в правилах расчетов, на основании одних и тех же данных в некоторых случаях возможно рассчитать разные схемы. Такие сложности возникают, например, когда две планеты находятся в последних трёх градусах знаков: если одну из этих планет перевести в следующий знак, то у другой планеты не окажется достаточного количества экстремумов для перевода; но если перевести вначале другую планету, то не будет выполняться условия для перевода первой планеты. Таким образом, равно возможны два варианта, и неясно, какой из них предпочесть. Д.Куталёв предлагает при наличии нескольких планет в последних градусах вначале переводить в следующий знак ту планету, которая находится ближе всего к концу знака, а затем другие - по мере удаления от конца знака.
В 19-й графе пишется количество эксактов для каждой планеты, т.е. количество мажорных аспектов с орбисом менее 3°. Каждый эксакт также можно отметить или точкой на перекрестке горизонтали и вертикали, или подчеркиванием. Выбор аспектов, аспектируемых точек и точность орбисов каждый астролог осуществляет по индивидуальным критериям, а порой и вовсе опускает подсчёт эксактов, т.к. он существенно не влияет на интерпретацию схемы: наличие у планеты более трёх эксактов лишь усиливает те желания и стремления человека, которые соответствуют указаниям планеты.

Подсчёт Центра Тяжести.
Центром Тяжести является та планета (а также Лунный Узел или "Зодиак"), которая имеет не менее трёх экстремумов (обязательно!) и построчная сумма которой

IMG_7706.jpeg


После заполнения всех граф схемы указываются также планеты, имеющие наивысшую и наинизшую построчные суммы, а также подсчитывается количество планет, построчные суммы которых распределяются в интервалах: а) 0-18 баллов; б) 19-22 балла; в) 23-27 баллов; г) 28 баллов и выше. Ниже приводится зодиакальная схема гороскопа русского поэта В.Ф.Ходасевича.

IMG_7705.jpeg


Расчёт земной схемы производится по тем же правилам, что и расчёт зодиакальной, но отличается тем, что здесь в первой графе пишется не номер знака, в котором расположена планета радикса, а номер дома (С.Вронский рекомендует использовать систему домов Коха). Во второй графе пишется номер дома, символическим управителем которого является каждая из планет: для Луны - 4, для Солнца - 5, для Меркурия - 6, для Венеры - 7, для Марса - 1 (по другой системе - 8), для Юпитера - 9, для Сатурна - 10, для Урана - 11, для Нептуна - 12, для Плутона - 8 (1), для Узла - 3. Ретроградность планет не влияет на расстановку числовых данных в земной схеме. Эксакты не учитываются. Остальные правила - те же, что и для зодиакальной схемы.

IMG_7704.jpeg


В транзитной схеме в первой графе указываются положения транзитных планет в знаках Зодиака, а во второй графе - положения планет радикса в знаках. При этом:
- если планета и в радиксе, и в транзитной карте директная или если она и там и там ретроградная, то в соответствующих графах указываются положения этой планеты в радиксе и транзитной карте без изменений;
если планета в радиксе ретроградная, а в транзитной карте директная, или наоборот (ретро- в радиксе, директная в транзите), то во второй графе пишется не номер знака, в котором расположена радиксная планета, а номер симметричного ему относительно поворотной оси знака.
Остальные правила расчёта транзитной схемы те же, что и для зодиакальной схемы.
Сравнительная зодиакальная схема. Во второй графе пишутся номера знаков Зодиака, в которых находятся планеты радикса данного человека, а в первой графе - то же самое для человека, который с первым, т.е. основным лицом сравнивается. Для ретроградных планет здесь применяются правила транзитной схемы.
Сравнительная земная схема. Во второй графе пишутся номера домов, в которых расположены планеты в гороскопе данного человека, а в первой графе - номера домов, в которых расположены планеты в гороскопе того человека, с которым идет сравнение. Остальные правила - такие же, как при расчете земной схемы.
С.Вронский указывает, что при подсчёте всех типов схем для "Зодиака" следует писать двойное количество экстремумов (если их 3, то нужно писать 6 и т.п.). Вместе с тем, сам Вронский в приводимых им девяти примерах ни разу не воспользовался этим правилом, в двух картах оставил исходное число экстремумов, а в семи случаях увеличил число экстремумов на 1. Д.Куталёв отмечает, что вполне адекватные результаты получаются в тех случаях, когда исходное число экстремумов "Зодиака" увеличивается в полтора раза. В приведённых примерах указано реальное количество экстремумов.
Интерпретация схем в рациональной астрологии сводится к следующим основных пунктам.
I. Во-первых, проводится сравнительный анализ зодиакальной и земной схем. Если зодиакальная схема указывает на врождённые задатки и основные склонности индивидуума, то земная схема информирует о том, какие предрасположения будут иметь успех в течение жизни человека, ярче всего проявляясь в его судьбе. Анализ рекомендуется начинать со сравнения итоговых сумм. Итоговая сумма зодиакальной схемы указывает на общий тип психики, проявляющийся у человека с рождения, а итоговая сумма земной схемы - на тот тип психики и судьбы, который формируется у этого человека с взрослением. Если итоговые суммы обеих схем близки, это говорит о направлении судьбы индивидуума в соответствии с унаследованными задатками. Если же разница в итоговых суммах слишком заметна, то судьба данного человека претерпит определенные изменения.
Самым сильным и самым важным фактором любой схемы является Центр Тяжести, после него - строка с наибольшим количеством экстремумов, а затем - строка с наименьшей и наибольшей построчной суммой.
Центр Тяжести главным образом определяет основы характера человека и реакцию его как на внутренние, так и на внешние раздражители, определяет устремления человека, его поведение и т.д. Он ясно информирует о душевном состоянии человека, о внутренних его ощущениях и проявлениях основных черт характера и нрава. При итоговой сумме менее 250 или более 300 Центр Тяжести указывает на весьма стабильную основу чего-либо. При итоговой сумме в интервале от 250 до 300 ЦТ является критическим фактором.
Планеты с более чем тремя экстремумами считаются особенно сильными и заметными, и они маркируются звёздочкой или крестиком. Количество экстремумов достаточно хорошо иллюстрирует силу выраженности качеств планет. Поэтому при толковании отдельных планет (строк) схемы лучше всего начинать интерпретацию с планет, имеющих большее количество экстремумов (они указывают на те сферы и особенности, которые являются более существенными для человека), двигаясь к планетам с меньшим количеством экстремумов. Планеты с тремя и более экстремумами указывают на основные свойства и качества человека, на его дарования и склонности. Планеты с менее, чем тремя экстремумами можно опустить при интерпретации, поскольку их качества в данном человеке практически не ощущаются.
Планета с наименьшей построчной суммой - основной фактор, говорящий о тех внутренних, бессознательных, интуитивных процессах, на которые человек опирается, в которых он больше всего уверен. Эта планета наибольшей близости к естественному, природному, здоровой витальности.
Планета с наибольшей построчной суммой отражает те сферы и качества, в которых человек достиг максимальной индивидуализации, максимальной сознательной проработки, отреченности от физических проблем; в сферах этой планеты человек наиболее освободился от земного гнёта инстинктов.
На этом этапе проводится сравнение наиболее сильных планет зодиакальной и земной схем: совпадают ли они, насколько меняются их построчные суммы и количество экстремумов. Если построчная сумма планеты изменяется очень резко (скажем, с 15 до 27 баллов), то в жизни человека обычно можно выделить несколько этапов, соответствующих изменениям в характеристике данной планеты.
Д.Куталёв рекомендует, анализируя каждую конкретную планету, сравнить интерпретацию построчной суммы зодиакальной схемы с интерпретацией построчной суммы земной схемы и проследить промежуточные этапы. Например, планета в зодиакальной схеме имеет 29 баллов и пять экстремумов, а в земной - 20 баллов и 2 экстремума. В этом случае можно сказать о сильной выраженности принципа планеты в детстве, а характер этой выраженности определить по приведенной ниже интерпретации планет для интервала "28 и выше". Затем (в юности, в молодые годы) сферы интересов человека, связанные с данной планетой, будут изменяться, что можно проследить по интерпретации данной планеты вначале на интервале "23-27", а затем - "19-22". К тому моменту, когда человек достигнет зрелости, для него сфера планеты будет определяться интервалом "19-22", но при этом станет гораздо менее значимой, чем в юные годы (т.к. количество экстремумов в земной схеме стало меньше). Когда планета имеет построчную сумму на границе интервала, следует учесть и дополнительное влияние соседнего интервала (например, при сумме 19 стоит обратить внимание не только на интерпретацию интервала "19-22", но и на "0-18").
Перед тем, как интерпретировать отдельные сильные планеты, обычно стоит обратить внимание на доминирующий интервал (т.е. когда в одном из четырех указанных интервалов находится более трех планет), а также на наиболее слабый интервал в схеме (особенно если в нём нет ни одной планеты; это укажет на недостающие качества).
II. Интерпретация транзитной схемы. Вначале анализируется итоговая сумма транзитной схемы.
Акцентированная строка транзитной схемы с Центром Тяжести или большим количеством экстремумов, или с наинизшей или наивысшей построчной суммой подчеркивают и самую ситуацию данного дня, и то, на что следует обратить внимание.
Решающую роль в транзитной схеме может сыграть любая акцентированная строка: Луна будет указывать на возможные внезапные перемены и изменения; Солнце - на какие-либо предприятия и их результаты; Меркурий, Лунный Узел - на испытания, опыты, эксперименты, проверку с явным соблюдением личных интересов и заботой о собственных делах; Луна и Венера - на любовные связи, контакты; Солнце, Марс, Плутон - на споры, диспуты, дискуссии; Марс, Сатурн - на несчастные случаи по собственной вине, возможные кризисы по время операции или после, на приступы, припадки или вообще негативные, критические тенденции; Юпитер - на возможность высокого достижения, на производительность при позитивном исходе или бюрократизм - при негативном; Сатурн - на концентрацию позитивного исхода или на торможение - при негативном; Юпитер и Венера - всегда на более положительные, более благоприятные тенденции; Уран, Нептун - на способность предвидеть, угадывать - при позитивном исходе, или указывают на заблуждения и промахи, на возможность приступа, припадка - при негативном.
У людей, предрасположенных к заболеванию той или иной болезнью, транзитная схема может указать на наиболее опасные для здоровья дни. У людей с лабильной основой в транзитной схеме в этих случаях всегда будет выделяться сильно акцентированный Нептун с ещё одной-двумя акцентированными планетами. В целом, у людей с лабильной основой на критические дни будет указывать стабильная итоговая сумма транзитной схемы (до 250 и выше 300), вызывая сильный диссонанс в душе и организме. Сильное акцентированное Солнце с ЦТ и многими экстремумами и, как правило, с наинизшей или низкой построчной суммой явно угрожает общему состоянию здоровья данного лица. Сильно акцентированная Луна с ЦТ и многими экстремумами и, как правило, с наивысшей или высокой построчной суммой указывает на частую аритмию состояния здоровья, не подлежащего контролю. Сильно акцентированный Марс, как правило, с наивысшей или высокой построчной суммой является главным возбудителем и раздражителем нового приступа или припадка в данный день, а также может просто указать на ухудшение здоровья. Сильно акцентированный Сатурн, как правило, с наинизшей или низкой построчной суммой является главным препятствием, мешающим организму вернуться к нормальному состоянию.
У людей, которые имеют действительный шанс на выигрыш более или менее крупной суммы, в зодиакальной схеме должны быть сильно акцентированы строки Солнца, Луны, Урана и Нептуна - они должны отличаться Центром Тяжести и большим количеством экстремумов или наинизшей, или наивысшей построчной суммой. Но даже для этих счастливчиков крупный успех придет не в любой день, а в тех случаях, когда итоговая сумма транзитной схемы сходна или весьма близка итоговой сумме зодиакальной схемы. Основными правилами гарантированного успеха считаются:
1) если в зодиакальной схеме сильно акцентированы Луна и Уран, то в транзитной должны быть акцентированы Солнце и Нептун;
2) если в зодиакальной схеме сильно акцентированы Луна и Нептун, то в транзитной должны быть акцентированы Солнце и Уран;
3) если в зодиакальной схеме сильно акцентированы Солнце и Уран, то в транзитной схеме должны быть акцентированы Луна и Нептун;
4) если в зодиакальной схеме сильно акцентированы Солнце и Нептун, то в транзитной схеме должны быть акцентированы Луна и Уран.
III. Сравнительные схемы покажут, как данный человек (вторая графа) будет воспринимать своего партнёра (первая графа), какое впечатление, действие окажет на первого эта взаимосвязь, будет ли у них совместимость, смогут ли они сжиться друг с другом и т.д.

(Вронский С. «Астрология: суеверие или наука?» и другие)
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Астрология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 5 гостей