Звёздное небо славян

Вълчица
Автор темы
Аватара
Вълчица
Автор темы
Репутация: 2689 (+2693/−4)
Сообщения: 2163
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 11 месяцев

#1 Вълчица » 18 августа 2023, 18:41

Древние названия созвездий на Руси

1.jpg


Включение звезды в то или иное созвездие зачастую обусловлено логикой и фантазией смотрящего — то есть «границы» созвездий, какими их знали наши предки, вовсе не обязаны совпадать с известными нам звездными конфигурациями. Так, например, исследователям известен ряд русских названий созвездий — ЖЕЛЕЗНОЕ КОЛЕСО, АРШИН, КРЕСТ ИВАНА ВЕЛИКОГО, ВОДОНОС, МЕТЛА, ПАВЛИНИЙ ХВОСТИК, ЗМЕЯ — которые не соотносятся ни с каким современным созвездием, так как строились на основе других визуальных образов и, следовательно, включают в себя части и комбинации других привычных нам созвездий.

2.jpg


На территории Российской Империи исследователями было зафиксировано порядка 40 названий только для созвездия Плеяд, более 50 — для Большой Медведицы… В то же время, порой, одно и то же название, в зависимости от региона, соотносится с несколькими разными созвездиями в современном понимании, порой же вообще невозможно достоверно установить к какому созвездию относится то или иное название.

Небо древних греков расписано созвездиями от края до края: тут — Кассиопея, там — Персей, там — Андромеда и так далее. У каждого свое четкое устоявшееся место, название, сопутствующая легенда — никаких «темных пятен». Очевидно, нечто подобное должно было бы существовать и у славян — ведь Волхвы обладали невероятно глубокими знаниями о космосе и природе вещей.

3.jpg


Исчезли носители древнего знания, а с петровскими реформами Русь стала перенимать и «общепринятые» западные названия вещей — то есть, применительно к названиям созвездий — речь шла о греческой картине небосвода. Исконные древние названия и очертания созвездий оставались лишь в народной памяти.

Этнографам удалось сохранить определенный пласт фрагментарной, а, зачастую противоречивой и неточной информации, которая как бы то ни было содержит некоторые сведения о наименованиях самых ярких созвездий небосвода в разных регионах. Собраны эти данные были уже в XVIII–XIX веке и, соответственно, отражали знания простых людей своего времени, то есть в некоторых аспектах могли уходить в глубокую древность, а в некоторых — быть продуктом новых культурных явлений.

Интересно что подавляющая часть народных звездных названий по-русски имеет полные смысловые аналоги в среде других славянских народов, а также финно-угров и тюрков, что с высокой долей вероятности позволяет отнести время возникновения этих названий к древнейшим временам общей истории.

Основная сложность заключается в том, что все материалы на тему древнерусских и славянских астронимов базируются преимущественно на словарях русских народных говоров XIX века, а их составители являлись в первую очередь лингвистами, фольклористами и этнографами, а не астрономами, поэтому, записывая название того или иного созвездия в конкретной местности, они довольствовались туманными трактовками вроде «Плуг — одно из созвездий южного неба». Отсюда, вероятно, возникла и последующая путаница, когда одно и то же название — например, КОРОМЫСЛО, впоследствии соотносилось чуть ли не со всеми яркими звездными скоплениями наших широт — от Большой Медведицы и Кассиопеи, до Ориона и Млечного пути… С другой стороны, может быть и так, что образ того же коромысла настолько важен в народной культуре, что в разных регионах люди действительно видели его в самых разных созвездиях.

4.jpg


На основе анализа этнографических материалов ученые (Д. О. Святский, М. Э. Рут, Ю. А. Карпенко и другие) выделили ряд ключевых созвездий, народные названия которых установлены с высокой долей соответствия. Речь идет о самых заметных и узнаваемых созвездиях и объектах — Млечный Путь, Венера, Полярная Звезда, Большая Медведица, Плеяды, Орион… У этих объектов зафиксировано как минимум по 10–15 разных наименований (иногда до 50), что говорит об их особом значении в жизни людей. От Архангельской области до Сибири именно на них ориентировались для определения своего местонахождения, установления скоро ли наступит рассвет, с их появлением связывали наступление определенных сезонов и периодов.

Млечный Путь

Из множества названий Млечного Пути, ключевым является именно идея дороги.
Владимир Даль записал такие народные названия Млечного Пути как ПУТИ и ДОРОГИ. Отмечал он также и название УЛИЦА, идентичное по смыслу кельтскому Arianrod «серебряная улица». К этой же группе относятся названия ТРОПА (Арханг.), ДОРОЖНЫЕ ЗВЕЗДЫ (Горно-Алт.), НЕБЕСНАЯ ДОРОГА (Вят.), МЫШИНЫЕ ТРОПКИ (Нижегород.).

5.PNG


В разных регионах земли Млечный Путь по-разному расположен на плоскости неба — меняется и его направление в зависимости от сезона (например, в наших широтах зимними вечерами зимой Млечный путь пересекает небосвод с севера-запада на юго-восток, а весенними вечерами — с севера на юго-запад), что, с одной стороны, позволяет использовать его для ориентирования, а с другой — ведет к тому, что люди, населяющие ту или иную местность, дают ему название связанное с указанием на определенную сторону света.

Так, например, в северных, западных и центральных регионах России наибольшее распространение получили аналоги «птичьей дороги»: ГУСИНАЯ ДОРОГА (ДОРОЖКА) (Амурск., Вологодск., Вят., Калуж., Перм., Тул., Сиб.), ДИКИХ ГУСЕЙ ДОРОГА (Смол.), ПТИЧИЙ ПУТЬ, ЖУРАВЛИНАЯ ДОРОГА, ДОРОГА У (В)ЫРИЙ — они отражают связь между весенним направлением Млечного Пути и возвращением птиц в северные широты с юго-запада. И именно такие названия являются самыми популярными для обозначения Млечного Пути, в том числе, у финно-угорских и тюркских народов, то есть характерны для всех без исключения этносов от Балтийского моря до Тянь-Шаня. Но в Западной Европе — где птицы возвращаются с юга, а не с юго-запада — подобные «птичьи» названия Млечного пути практически не используются.

6.jpg


В южных регионах нередко встречаются названия связанные с именами Батыя и Мамая: БАТЫЕВА ДОРОГА (Тамб., Тул.), МАМЕВА ДОРОГА (Сарат., Семипалат.), СТАНОВИЩЕ (Тул.), ДОРОГА ТАТАРСКАЯ, которые также отражают соответствие сезонной направленности Млечного пути и движения Орды.

Названия из серии ДОРОГА В ИЕРУСАЛИМ (Перм.), МОИСЕЕВА ДОРОГА, СВЯТАЯ ДОРОГА (Кур.), ИЕРУСАЛИМСКИЙ ПУТЬ, БОЖЬЯ ДОРОГА отражают уже направление движения паломников на святые земли и соответствуют более позднему христианскому культурному пласту.

Из ориентационных названий Млечного Пути интересен и характерен пример с названием ЧУМАЦКИЙ ШЛЯХ, которое было распространено на украинских землях. Чумаками там называли торговцев ездивших в Причерноморье за солью. Поездки эти чаще всего совершались зимой (так как в межсезонье были плохо проходимы) и имели направленность на юг или юго-восток. Именно так зимними вечерами расположен на небосводе и Млечный путь, который указывал чумакам направление.

7.jpg


Среди других названий Млечного Пути можно выделить те, что связаны с хозяйственной деятельностью человека — такие образы очень часто присутствуют и в названиях других ключевых созвездий северного неба: КОРОМЫСЛА (Владим.), КИЧИГИ (Урал).

Есть и другие более редкие названия, характерные для определенных регионов — ПОЯС (русск.), СТОЛБ (белорус.), ЗМЕЯ (укр.), НИТКА (хакас.), НЕБЕСНЫЙ КАНАТ (якут.), ТРЕЩИНА (тувин.), ЛЫЖНЫЙ СЛЕД (хант. и манс.), ДОРОГА ИНЕЯ (хакс.)

Большая Медведица

Большая Медведица — не только самое яркое и узнаваемое созвездие северного неба, но и, возможно, самое древнее из дошедших до нас названий. Древнее настолько, что это даже трудно представить. Наверняка, вы не раз задумывались почему это созвездие в принципе называется Медведицей при том, что не имеет с ней совершенно никакого внешнего сходства. На этот счет существует греческий миф о нимфе Каллисто превращенной в медведицу ревнивой женой Зевса Герой — она была заброшена на небо за хвост, из-за чего он и вытянулся… эта легенда походит на объяснение для уже существующего названия созвездия, а не причины его возникновения. Кроме того, известно «медвежье» название для этого созвездия в языке североамериканских индейцев, которое было записано еще в XVII веке и, очевидно, не могло быть продуктом влияния греческой мифологии. Исследователь М.Гладышева доказывала, что название Медведица или Медведь у славянских народов появилось независимо от Греции.

8.jpg


Вселенная постоянно расширяется, и звезды с течением времени также меняют свое положение на небосклоне. Наши предки тысячи лет назад видели немного другой небосвод над своей головой. Сегодня ученые могут реконструировать вид звездного неба в прошлом с учетом сегодняшней скорости и направленности движения звезд в том или ином созвездии. И вот как выглядела Большая Медведица 100 тысяч лет назад:

9.PNG


То есть 100 тысяч лет назад Большая Медведица действительно была похожа на медведя! И это знание параллельно сохранилось у народов разных континентов, которые на протяжении тысячелетий не имели друг с другом связи. Огни Большой Медведицы, бесстрастно взирающие на нас из глубин космоса, свидетельствуют, что человеческие языки существуют уже как минимум 100 000 лет. К «официальному» моменту появления кроманьонца очертания Большой Медведицы уже около 50 тыс. назад утратили сходство с медведем.

Очевидно, когда очертания созвездия уже изменились, в языке должны были возникнуть новые названия, лучше отражающие его современный образ. Древнее «медвежье» название к XIX веку сохранилось лишь в ограниченном ряде регионов: МЕДВЕДИЦА (Урал.), МЕДВЕДКА (Кур.), МЕДВЕЖАТНИКИ (Новг.). А наиболее распространенным названием на территории Российской империи применительно к созвездию Большой Медведицы стало название ЛОСЬ (Арханг., Владим., Вологод., Волхов и Ильмень, Вят., Калуж., Костр., Нижегород., Новг., Олон., Пене., Перм., Петерб., Пск., Свердл., Сиб., Тамб., Терск., Яросл.), а также его производные ЛОС (Урал.), ЛОСА (Олон.), ЛОСЕВА КИЧИГА (Арханг.), ЛОСИ (Свердл.), ЛОСИХА (Арх.), ЛОСИЦА (Эст.), СОХАТЫЙ (Камч., Курил., Алеут., Амурск., Енис., Ирк.). Ареал распространения этого астронима охватывает всю Россию, за исключением самых южных областей и в целом совпадает с ареалом обитания лосей как таковых.

10.PNG


Совпадает по территории распространения с ним и астроним — КИЧИГИ или КИЧИГА, означающий выгнутую палку для обмолачивания зерна. Впрочем, чаще термин КИЧИГИ относится к созвездию Орион, о котором будет сказано далее (а иногда — к Плеядам), в связи с чем можно предположить, что в данном случае этнографы не вполне точно соотнесли астроним с созвездием.

Вторая по популярности группа названий для созвездия Большой Медведицы связана не с КОВШОМ, как можно было бы предположить — хотя такие названия и встречаются (Амур., Петерб., Арханг., Вологод., Костром., Ряз., Сарат., Урал.) а с понятием ВОЗА, ТЕЛЕГИ или ПОВОЗКИ. В большей степени они характерны для Юга и юго-запада России. Очевидно, это является следствием отождествления самого Млечного Пути с дорогой. Люди пытались не просто дать звездным скоплениям отвлеченные названия, а связать картину звездного неба в некий единый мир, где все взаимосвязано. Раз есть дорога — по ней должна ехать повозка. Отсюда происходит многообразие названий ВОЗ (Юг России, Дон, Казан., Костр., Нижегород., Ряз.), ВОЗИЛО (Дон.), ВОЗНИЦА (Кур.), ГОРБАТЫЙ МЕРИН (Ворон.), КОЛЕСНИЦА (Орл.), КОЛЕСНИЦА ЦАРЯ ДАВИДА (Кур.), КОЛЫМАГА (Кур.), КОЛЯСОЧКА (Кур.), КОНЬ ГОРБАТЫЙ С ТЕЛЕГОЙ (Оренб.), ПОВОЗКА (Дон.), АРБА (Дон.)

В ряде областей зафиксировано название КОРОМЫСЛО (Оренб., Дон., Сарат., Свердл., Тобол., Томск.), что вызывает некие сомнения в достоверности соотнесения названия с созвездием, так как часто этот астроним фигурирует применительно к самым разным звездным скоплениям. И Млечный Путь, и Орион, и Кассиопея — все в тех или иных источниках значатся как КОРОМЫСЛО.

11.jpg


Из «спорных» названий Большой Медведице присуще именование СТОЖАРЫ и множество производных от этого слова — СТОЖИРЫ, ВИСОЖАРЫ, ВОЛОСОЖАРЫ. Почему «спорных»? Дело в том, что это еще один астроним который, по свидетельствам этнографов применяется буквально на каждом шагу. Это и Плеяды (в наибольшей степени), и Малая Медведица (СТОЖАРЬЕ), и — Большая Медведица.

Можно, предположить, что здесь «проблема» кроется не в неправильном соотнесении названия с созвездием, а в смысле слова «стожары» как такового. «Сто» + «жары» (звезды, солнца, огонь, пламя) = «сто звезд», «сто солнц». Очевидно, что таким образным словом можно назвать абсолютно любую группу ярких звезд на небосклоне, что и делали наши предки. Позднее это название в большем мере закрепилось именно за созвездием Плеяд, которое изначально (в более древнем варианте) именовалось ВИСОЖАРЫ или ВОЛОСОЖАРЫ. А так как СТОЖАРЫ уже использовались и для обозначения других звездных скоплений, ВИСОЖАРЫ и ВОЛОСОЖАРЫ также распространились на них, будто все это синонимы одного слова, хотя это далеко не так. Значение этих названий мы рассмотрим детальнее применительно к Плеядам, которые занимают в русской астронимии совершенно особое, а, возможно, даже центральное место.

Пока же следует упомянуть еще об одном названии Большой Медведицы — КОНЬ НА ПРИКОЛЕ (восток России), ПРИКОЛ (Тул.) — которое ясно указывает на ее связь с Полярной звездой, которую Большая Медведица, главный образом, и помогает безошибочно находить.


Малая Медведица и Полярная Звезда

Наши предки, как и многие другие народы земли, представляли себе Полярную Звезду как некий кол или гвоздь, вокруг которого вращается вся небесная сфера. Основным ее свойством в этом контексте является неподвижность, стабильность, которую можно принять за точку отсчета (югославские славяне именовали ее НЕКРЕТНИЦА, что означает «некрутящаяся» и также отражает именно это ее свойство). Отсюда и основные ее названия: КОЛ-ЗВЕЗДА (Семипалат.), НЕБЕСНЫЙ КОЛ (Волог.), ПРИКОЛ-ЗВЕЗДА (Урал.) В этом контексте становится лучше понятно одно из названий Большой Медведицы — КОНЬ НА ПРИКОЛЕ.

12.PNG


Другой признак Полярной звезды, отраженные в многочисленных названиях — это ее северное полярное местоположение. В этом контексте она известна под названиями ПОЛЯРКА (Волог.), СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА (Арханг.), ПОЛНОЧНАЯ ЗВЕЗДА (Волог.). Самое древнее и интересное из этих названий — ПОЛНОЧНАЯ. Этим словом в древности обозначали не только ночь, но и направление света — «на полночь», то есть — «на север». Отсюда — «полночные страны», «полночные земли».

Известны также более поэтические названия — ЗАРНИЦА (Сиб.), ЗОРНИЦА-ВОЛШЕБНИЦА (Свердл.), и уже встречавшееся, СТОЖАР, которое было решено отождествить не с конкретным созвездием, а с любой яркой звездой.

13.jpg


А созвездие Малой Медведицы в этнографических источниках встречается крайне редко. Обычно, оно дублирует название Большой Медведицы — МАЛАЯ ЛОСЬ (арханг.), СОХАТЫЙ (Алтай.), или же носит некое «усредненное» наименование — КИЧИГА (Арх.), СТОЖАРЬЕ (Смоленск.)

Из наиболее интересных и уникальных названий Малой Медведицы стоит отметить название ВЫШЕЗАР (Смол.), которое неким образом может указывать на ее верхнее положение у самого основания небосвода.

Телец и Плеяды

В созвездии Тельца, а точнее его основной части наши предки видели небесный ПЛУГ, или по-другому — СОХУ, ЧЕПИГИ (т. е. рукоятка плуга). Сохранился даже вопрос с новогодних колядок: «Чей же это плужок раньше всех вышел?» И действительно — в зимние ночи небесный плуг появляется на востоке неба, а затем движется — прокладывает борозду — через весь небосвод.

14.PNG


Но не ПЛУГ главное созвездие этой части неба, а находящееся рядом с ним звездное скопление ПЛЕЯДЫ, состоящее из семи отчетливо видимых невооружённому глазу звезд (и более 300 мелких). Плеяды не похожи ни на одно другое созвездие — за счет большого скопления звезд на ограниченном участке неба возникает эффект свечения самого небосвода, особенно заметный при взгляде боковым зрением. По современной классификации, Плеяды является составной частью созвездия Тельца. Но у предков Плеяды были совершенно особым, знаковым созвездием, имевшем около 40 разных названий — больше только у созвездия Большой Медведицы.

Названия эти можно условна разделить на две большие смысловые группы. Одну составляют названия связанные с чем-то круглым, сферическим, кучным — они отражают визуальную ассоциацию с Плеядами и распространены преимущественно на Русском Севере, Урале, Сибири и на Дальнем Востоке: ГНЕЗДО (Перм., Свердл.), ГРУДКА (т. е. малая укладка стогов сена — Свердл., Симб.), КЛУБ, КОЧКА (Орл.), КУРИЦА С ЦЫПЛЯТАМИ (Том.), КУЧКА (Казан.), ЛАПОТЬ (Арх.), ЛУКОВКА (Волог.), ОСЬЕ ГНЕЗДО (Свердл.), ПТИЧЬЕ ГНЕЗДО (Арх., Перм.), РЕШЕТО (Волог., Новосиб., Эст.), СОЛОНИЧКА (Арх.), УЛЕЙ (Петерб.), УТИНОЕ ГНЕЗДО (Арх., Тюм.), УТОЧЬЕ ГНЕЗДО (Амур., Арх., Ирк., Перм., Том.), УТОЧКА (Арх.)

Вторая группа названий чаще встречается в центральных и южных областях России. По смыслу она гораздо более сложна и интересна, так как оставляет простор для различных трактовок и объяснений. К этой группе относятся такие названия: ВИСАЖАРЫ (Калуж.,Орл.), ВИСОЖАРЫ (Ворон., Дон., Иссык-Кульск., Калуж., Краснодар., Кур., Орл., Ряз., Симб., Смол., Тамб., Том., Тул.), ВОСОЖАРЫ (Терск.), ВОЛОСОЖАРЫ (Владим., Ворон., Кур.), СТОЖАРЫ (Калуж., Нижегор., Орл., Пенз., Ряз., Сарат., Терск.), ВОЛОСИНЫ, ВЛАШИЧИ.

15.PNG


В древнерусских источниках встречаются формы ВЛАСОЖЕЛИЩИ и ВЛАСОЖЕЛЬЦЫ, а у балканских славян зафиксированы наименования ВЛАШИЧИ, ВЛАЧИЧИ, ВЛАСИ. Сохранилось упоминание об этом созвездии и в трудах знаменитого путешественника Афанасия Никитина, в дневниках XV века о хождении за три моря :
«Волосыны да Кола в зорю вошьли, а Лось головою стоит на восток»
— так описывал путешественник небо Индии, имея в виду Орион (Кола), Большую Медведицу (Лось) и Плеяды (Волосыни).

16.jpg


Обычно, для обозначения большинства созвездий, наши предки использовали привычные слова, обозначающие какие-то хозяйственные предметы, животных и понятия. Но только не в случае с ВОЛОСОЖАРАМИ.

Некоторые ученые предлагают связать эту группу названий с волосами, но это не слишком убедительно, так как внешнее сходство созвездия с волосами отсутствует, а название Волосы в чистом виде даже ни разу не было зафиксировано, хотя при таком объяснении оно должно было бы быть наиболее распространенным. Не стыкуется с такой смысловой нагрузкой и вторая часть слова «жары».

Гораздо более достоверной кажется версия, возводящая названия созвездия в имени бога Велеса (или Волоса) — одного из ключевых в славянском пантеоне. Конечно, именно Велес, покровитель земледельцев и скотоводов, сын всемогущего Сварога, пасет свои звездные стада на небе, расположившись неподалеку от небесного ПЛУГА (созвездия Тельца); он — многоликий Бог мудрости, повелитель природных сил, стихий, вод, луны, звезд и ночи должен ассоциироваться с наиболее необычным и примечательным звездным скоплением. Именно эту трактовку отстаивал специалист по славянской астрономии XIX века О.Святский. Тогда все встает на свои места ВОЛОСОЖАРЫ — это «звезды Волоса» или «огни Волоса», а ВЛАШИЧИ — это «дети Волоса». Все остальные названия приведённой группы следует считать более новыми производными формами от первоначального наименования ВОЛОСОЖАРЫ.
Интересно, что в индийской ведической астрологии Плеяды известны как созвездие огня, а управляет им Агни — божество священного пламени. Русское окончание слова «жары» как раз несет идентичный смысл.

17.jpg


Название СТОЖАРЫ, вероятно, является одним из наиболее молодых в приведенном ряду, но именно оно стало самым распространенным в те времена, когда имя Велеса оказалось под запретом. Скрыв имя Бога, оно, по крайнем мере, позволило сохранить вторую значимую смысловую часть первоначального названия связанную с огнем. Возможно, до этой трансформации СТОЖАРЫ обозначали любое яркое звездное скопление в принципе («сто жаров» = «сто звезд» = «сто солнц»), что подтверждается тем, что оно время от времени встречается в этнографических описаниях практически всех созвездий нашего северного неба.

Некоторые исследователи выводят наименование СТОЖАРЫ от визуальной ассоциации со стогом сена, что не противоречит связи с Велесом.

В словаре В. Даля:

«Стожар и стожарь — сев. шест, втыкаемый твердо в землю, посреди стога, чтоб он не клонился… Стожары, созвездие Плеяд, Волосожары (ср. древнесалв. бог Волос + Яр (jar), о — соединительная гласная), Утиное гнездо; местами зовут так созвездие Медведицу, южн. Воз, причислив к ней Полярную звезду, которая и представляет стожар, кол, вкруг которого ходить лось или лошадь на приколе. «Коли звездисто и стожар (созвезд. Плеяд) горит — иди смело на медведя».

18.jpg


Плеяды были связаны в народной памяти с медведем, который в свою очередь, является основной ипостасью все тоже же Велеса. Поэтому его истинное наименование (скорее всего — «бер») было во многих регионах табуировано и заменялось разными характеристиками: «мед-ведь» (ведающий мед), «волосатый»… В этом свете интересен этнографический отрывок записанный И.Сахаровым, в котором описываются народные поверья, связанные с неким созвездием САХАРЫ:

«Они (крестьяне) думают, что это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей, и что медведи живут под его защитой. За воровство и кражу Сахары наводят сон на медведей на всю зиму. Когда Сахары глядят на землю, тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека. Основываясь на этом предании, охотники пускаются в лес только при появлении Сахар.»

М. Э. Рут предположила, что говоря о Сахарах, крестьяне имели в виду Плеяды, которые появляются на небе поздней весной, видны летом, осенью и зимой, а ранней весной уходят за горизонт. Получается, что согласно звездному поверью охотникам не следует ходит в лес именно ранней весной — в то самое время когда от зимней спячки просыпаются голодные медведи. Кстати, само слово САХАРЫ во многом созвучно наименованию СТОЖАРЫ, что может служить дополнительным подтверждением этой версии.

19.jpg


С Плеядами, путь которых по небу зависит от времени года, связано и множество других примет, в том числе земледельческих. Так, весеннее появление Велесовых звезд и Плуга (созвездие Тельца) на небе, приходящееся на начало мая знаменует собой начало нового посевного цикла — в это время они „сходят на землю“ в западной стороне неба сразу после захода солнца. Одно из немногих христианских народных названий Плеяд — КЛЮЧИ ПЕТРОВЫ (Ворон.) как раз отражает ту же самую связь. Считалось, что святой Юрий, чей день как раз приходится на день весеннего восхода Плеяд отпирает ключами святого Петра небо и дождь, знаменуя начало нового пахотного сезона.

Плеяды служили и каждодневным ориентиром, по которому можно было определять как скоро наступит рассвет: „Стожары высоко горят, уже много ночи“. Схожая примета зафиксирована в романе „В лесах“ П. И. Мельникова-Печерского:

„Стожары сильно наклонились к краю небосклона, значит, ночь в исходе, утро близится“.

Из всего вышесказанного напрашивается вывод, что Плеяды занимают краеугольное положение в русской астрономии, возможно, превосходя по своему значению, даже Большую Медведицу.


Орион (Пояс Ориона)

Чуть левее и ниже Тельца расположено „зимнее“ созвездие Орион. Народные названия, как правило, применимы не ко всему созвездию Ориона в его современном понимании, а к группе наиболее ярких звезд (Минтака, Альнилам, Альнитак), составляющих пояс Ориона, и находящейся под ними звездной группе.

20.jpg


Эти звезды известны под названиями КИЧИГИ или КИЧИГА — (юг России, Вят., Свердл., Арханг., Забайкал., Зуаралье, Иркут., Краснояр., Курган., Новосиб., Ориенбург., Перм., Семипалат., Том., Челяб., Камч., Сиб., Урал., Алтай) — т. е. „изогнутые палки для молотьбы“.

Реже встречаются другие схожие по сути аналоги этого слова — ГРАБЛИ (Сарат., юг России), ГРАБЕЛЬЦЫ (Волог.), ЦЕП, КОРЯГА (Ярослав.). Часто применимо к ним и уже знакомое нам наименование КОРОМЫСЛО (Арханг.) или КОРОМЫСЛИЦА (Орл.), которое иногда фиксируется и для обозначения Млечного пути, и других ярких звездных скоплений.

21.PNG


Существует и несколько поэтичных названий — ТРИ ЦАРЯ (Камч., Ориен., Челяб.) или ТРИЦАРЬ (Сиб., Камч.), ДЕВИЧЬИ ЗОРИ (Дон., Тул.), одно христианское — ПЕТРОВ КРЕСТ (Волог., Новг., Ряз), и парочка совсем необычных — КАЩЕГОВЫ ЗУБЫ (Елаб.) и СТАРИКОВА ТРОСТОЧКА (Камч., Ориен., Челяб.).

Среди других народов по отношению к созвездию Ориона преобладают именно названия связанные с тройственностью: Три Архара (у казахов), Три Коня (у хакасов), Три Оленя (у индейцев Северной Америки), Три Зебры (у готтентотов), Трое Мужчин (у эскимосов), Три Девушки (у хакасов), Три Сестры (у белорусов), Три Плуга (у немцев).

Венера

Наши предки считали планеты „блуждающими звездами“ и называли их соответственно. Что касается Венеры — она может появиться не небе как рано утром, так и вечером и от этого менялись ее названия. Возможно, крестьяне вообще полагали, что это два разных объекта:

„Утренние“ названия: ЗАРЕНИЦА (Арханг.), ЗАРИЦА (Краснояр.), ЗАРНИЦА (повсеместно), ЗАРНИЧКА (Перм.), ЗАРЯНКА (Смол., Пск., Эст.), ЗОРЬКА (Арханг., Перм.), ЗОРЯ (Арханг.), УТРЕННИЦА, УТРЕННЯЯ ЗАРЯ, УТРЕННАЯ ЗВЕЗДА (Волог.), УТРИЦА (Петерб.). Интересно в этом ряду название БЛИННИЦА, которое указывает на то, что Венера появляется в небе рано утром, в пору когда хозяйки пекут блины.

„Вечерние“ названия: ВЕЧЕРНИЦА, ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРНИЦА (Том.), ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРЯ (Арханг., Вят., Кур., Орл., Пена,. Том.), ВЕЧЕРНЯЯ ЗАРНИЧКА (Соль-Илец).

22.PNG


Существует большое разнообразие „звериных“ названий, которые, в основном относятся к вечерней Венере, так как соотносятся со временем охоты и бодрствования тех или иных диких животных. Наиболее популярные связаны с волком — это ВОЛЧЬЯ ЗВЕЗДА (в России), а также сербскохорватские варианты Воларица, Воларка, Волоранка и польские — Wilcza gwiazda, Zającowa gwiazda, Gwiazda wołu (т. е. „волчья звезда“, „заячья звезда“, „воловья звезда“). Последнее — возможно, связано уже со временем выгона скота на пастбища, а значит, относится к утренней Венере.

В Астрахани, Крыму и некоторых других регионах было распространено другое, достаточно загадочное по происхождению, название Венеры — ЧИГИРЬ-ЗВЕЗДА. Именно в таком варианте она значится в некоторых старых рукописях, датированных еще XVII веком. Например, в „Сказании царя Соломона“, говорится:
„Чигирь бо звѣзда, именовашеся сирскимъ языкомъ“
. Под „сирским“ языком здесь, вероятно, подразумевается сирийский. Ученые предлагают расшифровать все это с помощью арабского названия Венеры, звучащего „Зухра“ и означающее „блестящая“; пройдя через несколько языков и звуковых искажений „Зухра“ превратились в „Чигирь“. Изначальный же эпитет „блестящая“ указывает здесь не на яркость Венеры, а на краски заката, с которыми связано ее появление. Версия представляется сомнительной, но других трактовок слова Чигирь к настоящему моменту не найдено.

23.jpg


Сохранилось несколько любопытных народных примет и предостережений связанных с Венерой, которые записал И.Сахаров:

„Предания о сей планете (Венере) заключаются в том, что она показывает человеку счастье и несчастье, что делать и чего нет. Аще кому ехати, или идти куда, или селиться; смотря на какую сторону звезда стоит: аще она станет противу, и ты противу ея не езди никуды. Во дни 1, 11, 21 стоит Чигирь на востоце, и ты храмины не ставь, на дворе головы своей не голи…“

Другие созвездия

- Кассиопея — КОСАРИ. Кассиопея находится прямо на Млечном Пути, поэтому легко можно было представить, что и сам Млечный Путь — это дорожка скошенных косарями злаков.

- Дева — ДЕВА или ДАНА. Созвездие Девы появляется на небе весной, как раз в период девичьих гаданий. Небесная дева так же как и ее земные сестры сплетает ВЕНЕЦ (созвездие Северной Короны) и пускает его по небесной реке (Млечный путь).

- Геркулес — ПАСТУХ, ЧАБАН. Созвездие Геркулеса хорошо видно на небе в летние ночи — он как бы сторожит звезды и землю, никогда не покидая свой пост.

- Дельфин — КОЛОДЕЦ, РЕШЕТКА. Существует такая народная присказка, описывающая летне-осенний звездный треугольник: „У развилки Дороги есть Колодец. А от неё идёт Девушка с ведрами“. Дорога — это Млечный Путь, который как раз делится в этом участке звездного неба на два рукава, девушка — звезда Альтаир, а ведра — яркие звезды по обе стороны от нее. Она как бы идет по направлению к колодцу, которое наши предки видели в созвездии Дельфина.

- Лебедь — КРЕСТ, БОЛЬШОЙ КРЕСТ или ПЕТРОВ КРЕСТ.

Сказка про Колобка

Всем известная сказка „Колобок“ неожиданным образом может расширить наши знания о русских названиях созвездий: Дед просит Бабку испечь Колобок, она выполняет его просьбу, но Колобок оставленный на окошке отправляется в лес и встречает на своем пути разных животных. Все они хотят его съесть, но ему удается уходить от них невредимым до тех пор, пока он не встречает лису, которая его и съедает.

Существует версия, согласно которой, изначальный вариант этой истории был несколько иным: во-первых, животных на пути Колобка было гораздо больше, чем известно нам сегодня, во-вторых, все они откусывали от него по кусочку, так что к Лисе он добрался уже почти истаявшим, а она — довершила начатое другими зверями. Последовательность их встреч с Колобком следующая: Вепрь, Лебедь, Ворон, Медведь, Волк, Лиса…

В предложенной трактовке Колобок — это полная Луна, которая проходя через разные созвездия зодиакального круга постепенно превращается в тонкий Месяц, пока не доходит до точки новолуния, то есть — исчезает. То есть сказка является образным описанием наблюдения наших предков за движением Луны-Месяца по небосклону, даёт детям простейшие знания об астрономии и позволяет запомнить последовательность некоторых зодиакальных знаков, а точнее — половины зодиакального круга, так как после новолуния месяцу еще предстоит пройти оставшуюся половину зодиака, но в это время он уже не убывает, а растет. Итого в каждый 29,5-дневный цикл Луна проходит через каждый зодиакальный знак.

24.jpg


Зодиакальные знаки, не те, которые известны нам сегодня, а другие — с названиями, которые, возможно, использовали наши предки. Совпадение мы видим лишь в Деве, которая является никем иным как Бабкой. То есть полнолуние в сказке происходит в Деве. Новолуние, соответственно, пришлось на некий, неизвестный нам сегодня знак Лисы, который должен быть противоположным Деве, то есть примерно соответствует современному зодиакальному знаку Рыб.

Таким образом, зная последовательность животных на пути Колобка, было бы возможно реконструировать небесную картину наших предков и понять на какие звездные фигуры они разбивали зодиакальный круг (который сам по себе остается практически неизменным), а затем — соотнести их с известными зодиакальными созвездиями. Это существенно расширило бы знания о древней астрономии и ее символах, о систематизированной картине звездного неба, созданной древними славянами.

25.jpg


В предложенную трактовку очень хочется верить, ведь она не только наполняет знакомую с детства сказку новым смыслом, но и полностью совпадает с глубинной философией русских сказок, которые всегда несут гораздо больше информации, чем кажется на первый взгляд.

По статье журнала "Снегирь"
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!

Clermont
Аватара
Clermont
Репутация: 627 (+635/−8)
Сообщения: 886
Зарегистрирован: 30 января 2023
С нами: 1 год 2 месяца

#2 Clermont » 19 августа 2023, 13:07

Вълчица писал(а):В предложенной трактовке Колобок — это полная Луна, которая проходя через разные созвездия зодиакального круга постепенно превращается в тонкий Месяц, пока не доходит до точки новолуния, то есть — исчезает. То есть сказка является образным описанием наблюдения наших предков за движением Луны-Месяца по небосклону, даёт детям простейшие знания об астрономии и позволяет запомнить последовательность некоторых зодиакальных знаков, а точнее — половины зодиакального круга,

Конечно, сказка о Колобке олицетворяет движение Луны по небу, а Колобок может зваться и Колобог, божество Луны.
А коло- это круг (небесный). В то же время хочу заметить: полнолуние и новолуние каждый раз приходятся на разные созвездия, а не на одни и те же. Например, полнолуние 1 августа 2023 было в Водолее, а полнолуние 31 августа будет в Рыбах.
Греческий зодиак- это 12 месяцев (как и слово "зодиак"- греческое), а в славянском были календарные циклы "тридевятого и тридесятого царства", связанные с луной. Тридевятое царство- это 3*9= 27 (число дней звёздного лунного месяца), тридесятое- 3*10=30 (лунный месяц от полнолуния до полнолуния).


Вернуться в «Астрология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 5 гостей