Например, в египетском календаре год делился на три сезона: половодья, сева и сбора урожая.
В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый:
- Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
- Время всходов (перет) — с середины ноября до середины марта
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
- Время засухи (шему) — с середины марта до середины июля
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Названия сезонов связаны с сельскохозяйственными работами (например, в сезон «Всходы» происходило созревание урожая, а в сезон «Засуха» производился сбор урожая), а также ежегодным разливом реки Нил, оказывающим непосредственное влияние на земледелие (отсюда название сезона «Половодье»).
Месяцы обозначались номерами (первый месяц Половодья, второй месяц Половодья и т. д.).
Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны).
Египтяне знали, что год включает в себя не 360 дней (12 месяцев по 30 дней), а 365 дней, поэтому остальные 5 дней, не вошедшие в календарь, добавлялись в конце последнего месяца. Эти дни назывались Hrj.w-rnp.t (хериу-ренпет), что дословно означало «находящиеся над годом». Каждый такой день отмечался как день рождения соответствующего божества: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды.
Иногда для обозначения первого месяца использовали специальное слово — tpj (тэпи), что означает «первый», а для последнего месяца — arky (арки), что переводится как «последний».
Египтяне, начиная с конца Древнего Царства, вели летосчисление с момента воцарения нового правителя. В официальных документах дата записывалась по следующей схеме:
1) «год правления» (rnpt-Hsb) и номер года;
2) знак месяца и номер месяца в сезоне;
3) название сезона;
4) знак дня и номер дня по порядку;
5) «времена правления царя двух земель» (xr Hm n nswt-bjt);
6) тронное имя царя в картуше в данном случае, карту́ш — «виньетка», также «роза ветров в компасе», саrtоuсhе «изящное обрамление»
«Второй год правления царя двух земель Аменемхета III, день первый третьего месяца сезона Половодья».
Считается, что начало года на момент ввода календаря было синхронизировано с гелиакическим восходом Сириуса (первое в году появление перед восходом Солнца).
Египетское название Сириуса — spd.t (Сопдет).
Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года египетский Новый год опережал на 1 день, и только через 1460 лет (цикл «Сотис») он снова приходился на день «восхода» звезды Сириус. Время ввода официального календаря можно рассчитать: например, точно известно, что «восход» Сириуса совпадал с первым днём Нового года в период с 136 по 139 гг. н. э. Можно предположить, что такое же явление наблюдалось в 1317—1314 гг. до н. э. и в 2770—2767 гг. до н. э.
Поскольку известно, что такой календарь использовался ещё в Древнем Царстве, то последний период представляется наиболее вероятным.
За исключением указанных периодов, «восход» Сириуса не совпадал с первым днём сезона «Половодье». Так, например, арифметически можно вычислить, что в 2293 г. до н. э. «восход» Сириуса и последующий разлив Нила произошёл уже в начале сезона «Всходы». Таким образом, связь названия сезонов с этапами сельскохозяйственных работ в долине Нила, а также с разливом самого Нила была лишь условной, то есть действительной только для указанных периодов по циклу «Сотис».
Вопрос о совпадении времени начала разлива Нила и времени «восхода» звезды Сириус также является предметом обсуждения, однако с достаточной долей уверенности можно утверждать, что на момент ввода такого календаря (начало — середина третьего тысячелетия до нашей эры) эти явления совпадали.
При Птолемеях была проведена реформа — введение каждые четыре года високосного года. В 238 году до н. э., на девятый год царствования Птолемея III Эвергета, в Дельте был обнародован жреческий декрет. В XIX веке он был найден в Танисе и получил известность как Канопский декрет, по названию того места, где заседал конклав, готовивший реформу календаря. Подобно камню из Розетты, он был трёхъязычным, включая греческий текст, иероглифы и египетское демотическое письмо. Египетский год (365 дней) служил единицей измерения времени для астрономов средневековья и раннего нового времени.
***
Согласно Плутарху обитатели запада (имеется в виду Сицилия и Италия) также делили год на три сезона и называли зиму Кроном, лето — Афродитой, а весну — Персефоной (Плутарх, «Об Исиде и Осирисе», 69).
Тацит в книге «Германия» сообщает, что и народы, проживающие на территории между реками Рейном и Дунаем «не знали» осени. Их год состоял из зимы, весны и лета (Тацит, «Германия», 26).