Ковава (мокш., эрз.: ков «луна», ава «женщина») — богиня Луны в мордовской мифологии. - В произведениях устного народного творчества мордвы обычно выступает вместе с Чипазом: «Вперёд посмотрела — выходит Чипаз кормилец, назад посмотрела — идёт Ковпаз матушка». «Увидя в первый раз новый месяц, кланяются и просят его, чтобы ниспослал им во время своего правительства счастие». Предполагая, что от Ковава зависит здоровье человека, и ныне пожилые люди из мордвы кланяются ей в новолуние и просят: «Новый месяц, дай мне доброго здоровья, а тебе — здорового хлеба с солонкой соли…». Считалось, что тот, кто первым увидит новую луну, будет счастлив в течение месяца.
***
Эскимосы: Игалук — лунное божество, один из самых могущественных духов пантеона. В Гренландии он известен как Аннинган.
Игалук и его сестра Малина жили вместе в стойбище. В детстве они росли рядом, но, повзрослев, стали жить отдельно в мужской и женской ярангах. Однажды, когда Игалук смотрел на женщин, он решил, что его сестра самая красивая среди них. И ночью, когда все спали, прокрался в женскую ярангу и изнасиловал её. Поскольку было темно, Малина не могла сказать, кто на неё напал; на следующую ночь, когда произошло то же самое, она покрыла свои руки сажей от лампы и вымазала ею лицо Аннингана. Потом она взяла лампу и посмотрела через люк в мужскую ярангу. Поразившись, что насильником оказался Игалук, её родной брат, она наточила свой улу и отсекла себе груди. Она положила их в чашу, принесла её в мужскую ярангу и подала Игалуку, сказав: «Если ты так мной наслаждаешься, съешь их», — и выбежала в дверь, схватив факел. Игалук бросился за ней, тоже схватив факел, и легко нашел её следы по большим лужам крови. Однако споткнулся и выронил факел; пламя почти погасло, осталось только слабое мерцание. В конечном счёте Игалук настиг свою сестру, но они вдвоём бежали так быстро, что вбежали на небо и стали луной и солнцем.
***
Инки: Мама Килья (кечуа Mama Killa) — богиня луны в мифологии инков, а также покровительница замужних женщин. Играла важную роль в календаре инков, а также в различных праздниках. Символом Мама Кильи был серебряный диск, на котором изображено человеческое лицо. Мама Килья считалась супругой Инти, бога солнца. Её родителями были бог-творец Виракоча и его жена Мама Коча. Детьми Мама Кильи и Инти были по преданию первый правитель Империи Инков Манко Капак и его жена Мама Окльо. После подчинения чиму она была признана матерью их бога Пача Камака.
***
Гавайцы, гаитяне и др.: Хина (букв. «девушка») — имя нескольких богинь и женщин в полинезийской мифологии. В некоторых мифах Хина — жена героя — хитреца Мауи, также встречаются легенды, где Хина состоит в браке с богами Тане и Тангароа. Хина часто ассоциируется с луной и смертью, а Суки — с возрождением.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
Множество историй о богине Хине, особенно связанных с луной, можно найти в главе 15 «Мифы о Хине» (англ. «Hina Myths») книги Марты Беквит «Гавайская мифология» (англ. Martha Beckwith, Hawaiian Mythology).
Хина, в основном, описывается как очень привлекательная, умная, целеустремлённая молодая женщина, за которой охотятся мужчины и различные мифологические существа. Ей надоедает жить среди толпы, и она улетает на луну и становится лунной богиней. Хина из Хило, аналогия греческой Елены, была похищена принцем Каупипи Молокайским. (Вспомните легенду о Персефоне, Прозерпине)
***
Карелы, финны, саамы и тп: В карело-финской мифологии Луна - божество, олицетворяющее Луну, оно было сформировано из белка утиного яйца, которое упало с колена Ильматар («дочери ветра»), когда оно плавало по океану в течение семисот лет.Затем из бесконечного появились звезды, а Луна стала серебряной. Солнце образовалось из желтка того же яйца. В некоторых рунах Калевалы упоминаются сын и дочь Луны, Солнца и Звезды (Медведицы).
Луна и Солнце в карело-финской мифологии имеют и имена собственные:
Куутар ("Лунная девушка")
Пяйватар ("Солнечная девушка")
Они упоминаются как великие и юные красавицы, что владеют серебром Луны и золотом Солнца, из которых они прядут красивые ткани и одежду.
В « Калевале» молодые девушки просят этих богов дать им одежду и украшения.
Пяйватар (Päivä, Päivyt, Paiva или Paivit) также является богиней лета, которая отождествляется с Солнцем.
Хотя финская, эстонская и саамская мифологии не тесно связаны друг с другом, в языках соответствующих народов есть взаимосвязь:
- На сегодняшний день в финском и эстонском языках слово Kuu обозначает Луну как спутник Земли.
- На эстонском языке Солнце называется Päike.
- На саамском языке Солнце обозначается термином Beaivi .