Луна в мифологии (дополнительные данные)

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 21 апреля 2022, 20:23

Мордва: Калдазава, Калдазонькирди — мокша; КАРДАЗАВА, Кардазсярко — эрьзя (мокша калдаз, эрьзя кардаз «двор», мокша, эрьзя ава «женщина»), божество, покровительница двора. Ныне божество двора представляется верующей части мордвы преимущественно в образе мужчины. Полагали, что Калдазава заботится о скоте, поэтому обращались к ней с молитвами о его здоровье, устраивали жертвоприношения. Когда скот заболевал, считали, что Калдазава на что-то обиделась. Приведя купленную корову во двор, просили Калдазаву принять её. В честь Калдазавы осенью совершали специальное моление. Для этого хлев устилали чистой соломой. Еду, приготовленную для моления, складывали в деревянное корыто и несли в хлев. Хозяйка дома, обратившись лицом в один из углов хлева, просила Калдазаву умножить скот и сохранить его от болезней, падежа. Затем она отделяла по куску от всех кушаний, складывала на просяную лепёшку и клала её на перекладину хлева для Калдазавы. После этого корыто вносили в избу и начинали моление, в котором участвовали женщины и дети. Мужчины в этот день обычно работали и возвращались домой после моления. В некоторых местах (мокшанское население Темниковского района на РМ) не знают специального божества двора, считая его покровителями Юртаву и Юртатю.

Ковава (мокш., эрз.: ков «луна», ава «женщина») — богиня Луны в мордовской мифологии. - В произведениях устного народного творчества мордвы обычно выступает вместе с Чипазом: «Вперёд посмотрела — выходит Чипаз кормилец, назад посмотрела — идёт Ковпаз матушка». «Увидя в первый раз новый месяц, кланяются и просят его, чтобы ниспослал им во время своего правительства счастие». Предполагая, что от Ковава зависит здоровье человека, и ныне пожилые люди из мордвы кланяются ей в новолуние и просят: «Новый месяц, дай мне доброго здоровья, а тебе — здорового хлеба с солонкой соли…». Считалось, что тот, кто первым увидит новую луну, будет счастлив в течение месяца.

***

Эскимосы: Игалук — лунное божество, один из самых могущественных духов пантеона. В Гренландии он известен как Аннинган.
Игалук и его сестра Малина жили вместе в стойбище. В детстве они росли рядом, но, повзрослев, стали жить отдельно в мужской и женской ярангах. Однажды, когда Игалук смотрел на женщин, он решил, что его сестра самая красивая среди них. И ночью, когда все спали, прокрался в женскую ярангу и изнасиловал её. Поскольку было темно, Малина не могла сказать, кто на неё напал; на следующую ночь, когда произошло то же самое, она покрыла свои руки сажей от лампы и вымазала ею лицо Аннингана. Потом она взяла лампу и посмотрела через люк в мужскую ярангу. Поразившись, что насильником оказался Игалук, её родной брат, она наточила свой улу и отсекла себе груди. Она положила их в чашу, принесла её в мужскую ярангу и подала Игалуку, сказав: «Если ты так мной наслаждаешься, съешь их», — и выбежала в дверь, схватив факел. Игалук бросился за ней, тоже схватив факел, и легко нашел её следы по большим лужам крови. Однако споткнулся и выронил факел; пламя почти погасло, осталось только слабое мерцание. В конечном счёте Игалук настиг свою сестру, но они вдвоём бежали так быстро, что вбежали на небо и стали луной и солнцем.

***

Инки: Мама Килья (кечуа Mama Killa) — богиня луны в мифологии инков, а также покровительница замужних женщин. Играла важную роль в календаре инков, а также в различных праздниках. Символом Мама Кильи был серебряный диск, на котором изображено человеческое лицо. Мама Килья считалась супругой Инти, бога солнца. Её родителями были бог-творец Виракоча и его жена Мама Коча. Детьми Мама Кильи и Инти были по преданию первый правитель Империи Инков Манко Капак и его жена Мама Окльо. После подчинения чиму она была признана матерью их бога Пача Камака.

***

Гавайцы, гаитяне и др.: Хина (букв. «девушка») — имя нескольких богинь и женщин в полинезийской мифологии. В некоторых мифах Хина — жена героя — хитреца Мауи, также встречаются легенды, где Хина состоит в браке с богами Тане и Тангароа. Хина часто ассоциируется с луной и смертью, а Суки — с возрождением.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Множество историй о богине Хине, особенно связанных с луной, можно найти в главе 15 «Мифы о Хине» (англ. «Hina Myths») книги Марты Беквит «Гавайская мифология» (англ. Martha Beckwith, Hawaiian Mythology).

Хина, в основном, описывается как очень привлекательная, умная, целеустремлённая молодая женщина, за которой охотятся мужчины и различные мифологические существа. Ей надоедает жить среди толпы, и она улетает на луну и становится лунной богиней. Хина из Хило, аналогия греческой Елены, была похищена принцем Каупипи Молокайским. (Вспомните легенду о Персефоне, Прозерпине)

***

Карелы, финны, саамы и тп: В карело-финской мифологии Луна - божество, олицетворяющее Луну, оно было сформировано из белка утиного яйца, которое упало с колена Ильматар («дочери ветра»), когда оно плавало по океану в течение семисот лет.Затем из бесконечного появились звезды, а Луна стала серебряной. Солнце образовалось из желтка того же яйца. В некоторых рунах Калевалы упоминаются сын и дочь Луны, Солнца и Звезды (Медведицы).

Луна и Солнце в карело-финской мифологии имеют и имена собственные:
Куутар ("Лунная девушка")
Пяйватар ("Солнечная девушка")
Они упоминаются как великие и юные красавицы, что владеют серебром Луны и золотом Солнца, из которых они прядут красивые ткани и одежду.
В « Калевале» молодые девушки просят этих богов дать им одежду и украшения.
Пяйватар (Päivä, Päivyt, Paiva или Paivit) также является богиней лета, которая отождествляется с Солнцем.

Хотя финская, эстонская и саамская мифологии не тесно связаны друг с другом, в языках соответствующих народов есть взаимосвязь:
- На сегодняшний день в финском и эстонском языках слово Kuu обозначает Луну как спутник Земли.
- На эстонском языке Солнце называется Päike.
- На саамском языке Солнце обозначается термином Beaivi .

Вълчица
Аватара
Вълчица
Репутация: 2684 (+2688/−4)
Сообщения: 2161
Зарегистрирован: 27 мая 2019
С нами: 4 года 10 месяцев

#2 Вълчица » 21 апреля 2022, 21:28

Pixie писал(а):Предполагая, что от Ковава зависит здоровье человека, и ныне пожилые люди из мордвы кланяются ей в новолуние и просят: «Новый месяц, дай мне доброго здоровья, а тебе — здорового хлеба с солонкой соли…»

Научили, что увидев молодой месяц, который не только народившийся, тоненький, а чуть побольше, поклониться ему и сказать: "Батюшка Месяц, млад дружочек, золотой рожочек, дай Бог тебе золотые рога, а мне доброго здоровья! (ну и еще чего-то нужного попросить)

А полную Луну "есть", совершая глотательные движения, представляя, как наполняется изнутри лунным светом весь организм, принося здоровье и богатство. Не помню точно, сколько раз нужно "съесть", поэтому, по наитию, до насыщения)

У тюркских народов в легендах о Луне присутствует девушка с коромыслом и ведрами. Сюжеты разные, то спасение от мачехи, то от тяжелой жизни на земле.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!


Вернуться в «Астрология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 39 гостей