Лунные затмения: мифы и легенды. Представления некоторых народов мира.

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 7 апреля 2022, 9:35

В то время как подобные небесные явления ныне отмечаются смотровыми вечеринками, дорожными поездками и астрономическими разговорами, затмения не всегда были событиями, которых люди с нетерпением ждали.

Многие древние культуры рассматривали солнечные или лунные затмения как вызов нормальному порядку вещей.

"Происходит то, чего происходить не должно"
Э. С. Крупп, директор обсерватории Гриффита в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.

Вой на Луну.

Среди дошедших до наших дней мифов империи инков существует история о ягуаре, который напал на Луну и съел ее. Нападение большого кота объясняло ржавый или кроваво-красный цвет, которым луна часто была словно окрашена во время полного лунного затмения.

Инки боялись, что после нападения на Луну ягуар рухнет на Землю и съест человечество. Чтобы предотвратить это, они пытались отогнать хищника, сотрясая копьями на облик Луны и издавая много шума, в том числе избивая своих собак, чтобы заставить их выть и лаять.

«А царь-то ненастоящий!»

Можно с уверенностью предположить, что в Месопотамии, ровно как и в других древних и современных культурах, расхожим было представление о затмении как о дурном предзнаменовании. Затмения творили злые боги, в то время как бог луны горевал в беспомощности, зловещая демоническая мощь наглядно демонстрировала себя миру, и люди объединялись в попытках отвести угрозу от города, его храмов и царя. Затмения сами по себе считались катастрофой, чреватой мрачными последствиями, трещиной в естественном порядке вещей. Сгладить их было доступно лишь любви богини Иштар. Угроза затмений широко воспринималась как нечто неотвратимое, независимо от того были это полные затмения или частичные, а все параметры, на которые опирались ученые толкования, как и сами эти толкования, не имели для масс никакого значения.

Для того чтобы отвести зло лунного или солнечного затмения от царя, незадолго до ожидаемого затмения необходимо было выбрать ему замену, которая примет удар на себя. Связанный с этим ритуал скорее всего практиковался еще в старовавилонский период, но наиболее полная информация о нем содержится в письмах и отчетах толкователей двору Второго Вавилонского царства.

Ритуал состоял в следующем: человек низкого социального статуса, в некоторых случаях заключенный, был коронован и обвенчан с царицей, к нему была приставлена охрана и свои придворные. Во время “правления” суррогатного царя, к истинному царю толкователи обращались не иначе как к “крестьянину”. К концу периода влияния затмения, который составлял до 100 дней, подмененного царя вместе с его царицей казнили, над настоящим царем совершали защитные обряды, и он продолжал свое правление.

Тематика козла отпущения, принимающего на себя несчастье вместо того, на кого оно было направлено, была крайне расхожей в магии Месопотамии, в данном конкретном случае она доведена до крайней степени по причине грандиозной серьезности угрозы. Для пущей защиты царя были проведены последующие ритуалы защиты и очищения, среди них бит римки или “Обряд Купальни”. Это специально разработанный очистительный ритуал, призванный отвести любое зло, способное навредить царю, будь оно вызвано колдовством, нарушенным табу или дурным предзнаменованием, но чаще всего он практиковался именно в связи с затмением. Для адаптации к этой цели в молитвы (сипту) и заклинания (су-ила) ритуала была более-менее органично внесена так называемая формула-атталу: “Против зла что несет лунное затмение, произошедшее десятого дня того-то месяца, дурного своими предзнаменованиями, что были явлены в моем дворце и на земле моей”.

Сохранились копии су-ила написанных по специальным случаям, с употреблением имени конкретного царя, например Саргона и Самас-сум-укина. Формула атталу была включена в молитвы многим богам, например Дамгаль, Гуле, Ишхаре, Сипазианне (Ориону), Мардуку, Нергалу, Шамашу и Нинурте, однако отсутствует в молитвах Сину.

Даже в тех случаях, когда лунное затмение не действовало на царя прямым образом, оно все равно считалось опасным, и требовало от правителя страны дополнительной осторожности, и проведения защитного обряда намбурбу. Клинописная табличка из библиотеки Ашурбанипала содержит описание обряда намбурбу, для защиты от зла, связанного с лунным затмением. Этот обряд судя по всему был достаточно продолжительным, сохранившиеся данные описывают действия, производимые к концу его третьего или четвертого дня. Хотя намбурбу творились в основном в целях защиты отдельных лиц от злых предзнаменований, вряд ли конкретный обряд как мера защиты от влияния затмений проводился для кого-либо кроме царя. Ритуал был частью серии nam.bur.bi.mes, и встречается только в коллекции библиотеки Ашшурбанипала, подобных ему более нигде не встречается.

Существует специальный месяцеслов лунных затмений CT 4 5–6 (Bu 88–5‑12, 11), написанный новоассирийским дуктом, однако определенно скопированный с вавилонского оригинала. Он описывает действия, которые должен совершать и избегать царь, чтобы его обошла угроза затмения, выпадающего на 12‑й, 13‑й или 14‑й день двенадцати месяцев, для тринадцатого месяца обрядов не предписано.

Согласно подходу астрологов, затмение выпадающее на 13‑й день имеет влияние на царя Аккада. Возможно фраза tumnu switu ana sarri ul isanniq означает, что эти ритуалы относятся только к случаям, когда природа затмения не опасна для самого царя, но требует проведения защитных ритуалов в качестве меры предосторожности. Ритуалы крайне вариативны по своей природе, поэтому дополнительное пагубное воздействие затмения зависело от месяца, в котором оно происходит.

В месяц Нисану ритуал начинался еще до начала затмения и включал в себя подношения богам Ану и Энлилю. В Думузу царю предписывалось провести два дня в бит мезери, “Доме Плена”, в рамках защитного обряда против демонических сил.

2D4FB3B7-DBF1-4F93-B87B-C16006E94D49.png


Однако в подавляющем числе случаев дурное влияние затмения можно было не только отразить, но даже обернуть себе на пользу. Для этого нужно было совершать подношения богам, использовать приемы симпатической магии – развязывание узлов, обряды с козлом отпущения, пищевые запреты, изменение порядка бытовых действий и др.

Для ритуала в месяц Улулу предписаний минимальное количество: предполагалось, что затмение совпадет с появлением астрономической манифестации верховного бога Энлиля, созвездия Волопаса, по крайней мере в теории. Нигде не упоминается кто должен вести царя через обряды, но предположительно это должен быть экзорцист асипу. Храмовые танцовщицы и актеры культа Иштар, курргару и ассинну, тоже участвовали в обрядах играя духов, осыпающих царя благами. Они также были задействованы в некоторых персональных защитных ритуалах для изгнания злых духов. Текст, записанный в месяцеслове, следующий:

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Вероятно, гаруспиция использовалась по запросу царя с целью выяснить произойдет ли затмение или нет, но не с целью прояснить его значение. Существуют сохранившиеся тамиту, воззвания к богам Шамашу и Ададу по поводу лунных и солнечных затмений. Они задокументированы в К 2884, написанном вавилонским дуктом, согласно поврежденному колофону документ является собственностью царя, но, вероятно, не Ашшурбанипала. Найти подходящего соответствия ни с одним царским колофоном, которые обычно используются на табличках содержащих информацию по гаруспиции, не удалось. Примерно половина этих табличек отсутствует.

Изначально они, вероятно, содержали два тамиту, как можно судить из остатков колофона оба из них касались лунных затмений. От первого тамиту остались лишь две последних строки. Второй сохранился лучше, но в основном он состоит из вопросов с элементом отрицания (“Затмения не произойдет?”), возможно, первая часть состояла из вопросов утвердительного свойства, схоже с представленным ниже тамиту по случаю ожидания солнечного затмении, по крайней мере до той степени до которой нам позволяют судить дошедшие до нас фрагменты. Примечательно, что К 2884 содержит список катастроф, которые могут обрушиться на царя, и сами по себе могут служить предзнаменованием затмения. Тамиту касаются также людей, которые ведут наблюдения за затмениями, похоронными ритуалами и закрытием врат в защитных целях.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

10129EDA-EB3D-4EA7-BBE4-FC005BB9A58F.jpeg


Вавилонские источники рассаказывают о двух основных подходах к толкованию затмений. Первый можно условно обозначить как общепринятый, согласно ему затмение – это катастрофа, избежать которой можно только прибегнув к специальным защитным ритуалам. Согласно второму подходу, более «ученому», затмение обладает множеством признаков, анализируя которые согласно своду строго определенных правил, можно судить о его характере. Оно могло быть и благим, но даже в обратном случае его общее негативное влияние могли сгладить благоприятные астрологические явления. Конечно, оба этих подхода тесно сплетены между собой, и между ними нет явной границы, как мы и увидим ниже.

Для соседей Вавилона затмение также выступало в основном дурным предзнаменованием. В немалой степени причиной тому было их культурное влияние, но к заимствованию “мудрости сынов востока” прибегали не всегда. Прорицатель Аскудум в своем письме королю Мари пишет о том, что лунное затмение выпало на 14й день и что (I. 7–8) nil-as-ku-un an-ta‑a/-/e‑e ‑em sa-a-/i ma-ru-us (“затмение есть знак дурной”). Несмотря на то, что в Мари не было известно о вавилонских астрологических толкованиях, Аскудум не дополняет свое письмо академической интерпретацией затмения, однако советует обратиться к пояснению посредством гаруспиции.

По похожей схеме солнечные затмения толковались в Угарите XIV века, где толкование базировалась не на астрологических феноменах, а на дивинаторных практиках, в том числе гадании на внутренностях. В Хатуссе вавилонскую астрологическую литературу, в том числе касающуюся трактовки затмений, изучали как на языке оригинала, так и в переводе на хеттский, однако в практических целях тексты практически никогда не применялись. В Вавилоне и Ассирии I‑го тысячелетия гаруспиции определяли произойдет ли затмение или нет.

Ученая традиция

Явление затмений и их грозное значение стали описывать в предсказательной литературе старовавилонского периода еще со времен зарождения традиции вести письменные описания различных знамений. Толкование происходило по четким правилам, согласно которым рассматривалось как влияние на Вавилон, так и на другие народы. В некоторых случаях значение затмения могло быть благим, а присутствие некоторых сопутствующих знаков могло и вовсе свести его влияние на нет.

При этом лунное затмение воспринималось как послание от богов, или конкретно от бога луны Сина, который также мог “отменить” ожидаемое затмение по своему усмотрению. В вавилонской астрологии не солнечные, а именно лунные затмения представляли особый интерес и имели наибольшее значение. Возможно причина этого в их относительной частоте по сравнению с солнечными, а также в том, что их появления и различные вариации можно было легко проследить и классифицировать.

В вавилонской предсказательной литературе толкования затмений фиксировались очень тщательно и полно. Применение предсказательных техник крайне хорошо проиллюстрировано во множестве писем и отчетов ассирийских и вавилонских астрологов направленных двору ассирийских царей Асархаддона и Ашшурбанипала. Считалось, что астрологические знамения имели прямое влияние на значимые аспекты общественной жизни – военные походы, посевы и сбор урожая, а также на царя как общественную фигуру. Больше всего астрологи были озабочены угрозой, которую несло затмение царю. В зависимости от толкования, в целях защиты царя могли осуществляться масштабные апотропеические обряды, в иных случаях такие меры опускались.

Интерпретация затмений уже в старовавилонский период опиралась на развернутый схематичный набор характеристик, часть которых, впрочем, фактически не существует в природе. Приметы лунных затмений задокументированы в табличках с 15 по 22 серии клинописных таблиц Энума Ану Энлил, сборника астрологических предзнаменований, собранных за тысячелетний период наблюдений. Информация по солнечным затмениям содержится в таблицах в 31 по 39. Общие правила толкования лунных затмений были собраны в соответствующих схолиях, таких как фактологический комментарий Сумма Син ину тамаритсу и Великий Список Звезд. Существовали разные способы интерпретации одних и тех же астрологических явлений, и во многом трактовка зависела от самого толкователя, а его знания и навыки определяли какие из значений связанных с небесным явлением он извлечет и отправит царю. Все правила толкования затмений подробно обсуждались в недавно проведенных исследованиях данной темы, в этой работе я дам лишь общую канву.

В вавилонской астрологической традиции существовало четыре важнейших точки, связанных также с политическими силами и географическими сторонами света, которые играли важнейшую роль в толковании: Субарту (Север, Ассирия), Аккад (Юг, Вавилон), Амурру (Запад), Элам (Восток). Каждая ассоциировалась с четвертью лунного диска, независимо от фактического географического положения. Соответственно определяющим для толкования замтения становилось то, какая часть лунного диска была скрыта тенью. Верхний квадрант соответствовал Амурру, нижний – Субарту, правый Аккаду и левый Эламу.

Значение имело также и направление движения тени по диску, но для его толкования использовалась иная схема – северный квадрант соответствовал Аккаду, южный – Эламу, восточный Субарту и западный Амурру. Дата, на которую выпадало затмение, также была значима, двенадцать месяцев были разделены на четверти. I, V и IX соответствовали Аккаду, II, VI, X – Эламу, III, VII, XI – Амурру, IV, VIII, XII – Субарту, 13‑й день – Аккаду, 14‑й – Эламу, 15‑й день – Амурру, 16‑й день – Субарту. Среди прочих значимых факторов можно выделить направление преобладающего ветра, и момент манифестации затмения – когда луна появляется на небе или скрывается с него.

Особую роль играло также присутствие во время затмения значимых планет, особенно Венеры и Юпитера. Если во время затмения был виден Юпитер, звезда Мардука, оно не несло опасности для царя.

Солнечные затмения толковались похожим образом, исходя из скрытого квадранта (SAA 10 100:28 ff.), присутствующих планет, и т.д. Однако солнечные затмения считались менее опасными чем лунные. Один толкователь дает следующий комментарий частичного солнечного затмения (SAA 10 148): “Солнце затмилось на ширину двух пальцев на восходе. В проведении защитных обрядов, как в случае с лунным затмением, нет необходимости. Я могу описать и отправить соответствующие ему предзнаменования, если вы пожелаете”.

Со временем толковательные схемы менялись, в частности это коснулось соответствия квадрантов солнечного и лунного диска относительно частей света. Однако общая канва правил оставалась примерно одной и той же. В эллинистический период знаки лунных затмений стали связывать с 12 знаками зодиака вместо 12 месяцев, а присутствие или отсутствие различных планет стало играть еще большую роль чем раньше.

В какой-то момент толкователи стали документировать признаки наблюдаемых затмений более тщательно, и возникло революционное открытие: небесные явления носят регулярный характер, соответственно их появление можно прогнозировать. Уже новоассирийские и вавилонские толкователи могли с относительной уверенностью предсказывать полные и почти полные лунные затмения, а частичные – как вероятность. Предсказания солнечных затмений были задачей более сложной. Похоже, толкователи опирались на расхожее мнение, что солнечное затмение происходит к концу того месяца, в котором ожидается лунное. Мы часто встречаем свидетельства, что особо пристальные наблюдения за небосклоном велось в периоды ожидания солнечных и лунных затмений. Однако факт прогнозирования ничуть не уменьшал их опасность. Страх перед затмениями как таковыми тоже не сходил на нет, и защитные обряды все еще выступали первой необходимостью.

В период античности халдеи и вавилоняне были знамениты своим тщательным наблюдением за небесными феноменами. Существуют свидетельства о ведении и хранении вавилонских гороскопов за период в 470 000 лет, и фиксировании наблюдений затмений с 747 г. до н. э., что представляет для нас куда большую практическую ценность. Это свидетельство соответствует дате первых задокументированных затмений, отсылающих к VIII в. до н.э., хотя оригиналы до наших дней не дошли, и информация содержится только в ассирийских копиях вавилонских документов. В них можно найти изобилующие деталями последовательные отчеты о каждом произошедшем лунном затмении. Эти отчеты сгруппированы в циклы по чуть более 18 и чуть менее 19 лет (саросы, саросские циклы). Ежедневные наблюдения были занесены в “Дневники”, названные соответственно “регулярными наблюдениями” (nasaru sa gine). Мы знаем, что подобные наблюдения вели служители храма Эсангил в Вавилоне, ими занимались специально отобранные толкователи, ответственные за ведение подробных записей своих наблюдений.

Все опубликованные Дневники имели вавилонское происхождение, самые ранние из них датируются 652 г. до н.э. Подобные наблюдения, вероятно, велись во всех крупных образовательных учреждениях. Например, из письма нововавилонского периода адресованного Син-риманни из Ура, говорится, что автор не смог пронаблюдать произошедшее затмение из-за стоявшей в тот день облачности, и потому просит Син-риммани прислать ему подробный отчет о его деталях. В дневниках подробно описаны характеристики луны в моменты затмений, например об изменении цвета диска (no. ‑391:2), как и характеристики самих процессов, с упоминанием даты, времени начала, появления и направлении тени, масштаба и длительности максимальной фазы, а также направления в котором тень пересекает лунный диск. Подробно описаны метеорологические феномены (степень освещенности и преобладающий ветер) и присутствие планет и звезды Сириус. В дневниках также содержатся записи о затмениях, которые ожидались, но не произошли. В них также описаны солнцестояния, равноденствия, поведение Сириуса, падение метеоров, погодные условия, а также изменения цен, уровня речной воды и перечисление исторических событий.

Многие из описанных в отчетах о лунных затмениях и астрономических дневниках наблюдений (хотя и не все) имели свое значение в предсказательной практике. Некоторые из них в дальнейшем даже использовались в математико-астрономических текстах для предсказания астрологически значимых феноменов.

Иногда вавилонские астрологи и астрономы точно рассчитывали возникновение затмений. Но доказательств того, что у них было понимание их астрономического механизма, не выявлено. Вавилонская картина мира строилась на нумерологических отношениях явлений в большей степени, чем опиралась на геометрическую, кинематическую модель вселенной.

Основой такого гармоничного мировосприятия была шестидесятиричная система. В вавилонской астрологической литературе бог луны Син творит затмения или развеивает их по своему усмотрению. Часто в астрологической литературе можно встретить фразу “Син/Шамаш сотворил затмение” (attala isakkan), а в случаях, когда ожидаемое затмение не происходило, толкователи пишут что он (Син/Шамаш) “позволил ему пройти мимо” (usetiq). Однако подстрочный индекс к секции о лунных затмениях серии Энума Ану Энлил, ссылается на несколько иных представлениях о лунных затмениях. Здесь затмение выступает одновременно и результатом решения лунного божества, одной из катастроф, вызванных божественным проведением, и результатом демонического вмешательства:

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Эта выдержка хорошо демонстрирует взаимосвязь ученого и общепринятого взглядов на затмение.

B924582D-0285-442A-B422-1D3434E070AD.jpeg


Молитва безымянному богу описывает реакцию божеств и людей на затмение и отсылает к некоторым ритуалам, с ним связанным. Дошедший до нас текст принадлежал дому семьи руководителей певчих, наргаллу. Гимны и описания обрядов составляют основу их небольшой частной библиотеки, также в нее входят некоторые литературные тексты. Судя по колофону, молитва была написана в спешке, вероятнее всего в процессе приготовлений к церемонии по случаю затмения.

Ещё выдвигается предположение, что это молитва по поводу лунного затмения, адресованая богу Сину. Я склонен согласиться с Эбелингом, что вероятнее всего молитва все же адресована Шамашу, не в последнюю очередь потому, что в ней говорится о приостановке культового служения и сельскохозяйственных работ, и то и другое ведется в дневное время. Кроме того, именно солнце “освещает подземный мир”, куда в представлении вавилонян оно спускается в ночное время. Кем является бог, к которому относится эпитет “возлюбленный Мами” в первой строке? Вероятно это Нергал, супруг Мами. Астрономической манифестацией Нергала выступает планета Марс, и обычно ни божество ни планета не имеют к солнцу и луне никакого отношения. Однако есть некоторые указания на то, что этим богом может быть Шамаш.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться


Существуют свидетельства, что в новоассирийский период проводились обряды, частью которых была игра на литаврах у храмовых ворот. Это действие считалось необходимым для защиты города, его главных храмов, населения и царя. В документе SAA 10 347 содержится доклад специального царского агента Мар-Истара от 670 г. до н.э., который информирует двор царя о том, что в связи с частичным лунным затмением играли на литаврах в Борсиппе, Ниппуре и Аккаде. В докладе Мар-Истар также подчеркивает, что согласно астрологическому толкованию, данное затмение не имеет влияния на царя, и в соответствии с правилами соотношения затемненных квадрантов с частями мира “все его зло падет на западные земли (Амурру)”, однако астрологические интерпретации определенно не играли никакой роли для лиц, проводивших обряд.

Два текста из Урука также упоминают игру на литаврах в связи с ожидаемым лунным затмением 15-го июня 531 г. до н.э. В то же время как жрецы-плакальщики храма Госпожи Урука Еанны совершали обряд в Уруке, местном административном центре, жрецы-плакальщики храма Шамаша в Ларсе играли на медных литаврах у ворот своего храма. По свидетельствам действо началось 13-го июня на закате перед ожидаемым лунным затмением, о нем было публично объявлено всем жителям Ларсы. Затмение происходило в дневное время, а потому его нельзя было наблюдать. Жрецам было велено не прибегать к консультации двух старших служителей Еанны, у которых, вероятно, был доступ к более точным расчетам и правилам толкования затмения, чем базис знаний инициаторов обряда.

Сохранилось детальное описание обряда из Урука эллинистического периода. В его рамках у храмовых ворот и вдоль главной улицы были установлены ритуальные жаровни. Они должны были гореть на протяжении всего времени длительности затмения. Обязанностью жрецов-плакальщиков было проведение горестных литаний в период затмения, с сопутствующей игрой на литаврах. Все городские храмы необходимо было окружить магическим кольцом из муки, а врата в Урук запечатать.

Есть версия, по которой “жители земли” должны были участвовать в обряде, покрывая голову руками и крича “Да обойдут горести, смертоубийства, восстания и затмения Урук и храм Рес, Эсгалу, храмы Барамы, Эанны и другие храмы Тиранны”. На следующий за затмением день печати с ворот срывались, муку для магических кругов, и прочие атрибуты обряда, сбрасывали в реку, экзорцисты осуществляли ритуалы очищения во всех храмах города, включая храм Сина, у ворот которого которого зачитывали заклинания Злых Демонов, утуку лемнуту. Описание обряда завершается секцией, содержащей цитаты и ссылки на миф о затмении из глиняной таблички №16 утуку лемнуту. Эта секция не являлась культовым комментарием, но она детально описывает смысл проведения обрядов.

В шестнадцатой табличке заклинаний и серий обрядов против действий злых демонов утуку лемнуту содержится миф, описывающий природу возникновения затмений. Он повествует о семи злых божествах, восстающих у Небесного Основания. Они выступают посланниками Ану, но суть их неблагая, они стремятся нести человеку смерть и ввергать города во тьму, “они есть морок, что творит тьму на небесах, они есть порыв ветра, что приносит мглу (ejutu) в дневное время” (CT 16 19:33–37). Верховные боги Энлиль и Эа поставили на защиту Небесного Основания троих светлых божеств, Сина, Шамаша и Иштар (Венеру). Однако когда семь демонов вырываются на свободу, и яростно кружат вокруг Сина, его соратники Шамаш, Адад и Иштар бессильны ему помочь. Сам Син беспомощен, и остается в затмении днем и ночью, и некому усмирить демонов. К счастью, это видит Энлиль и посылает к Эе с просьбой прислать Сину помощь, а Эа с этой целью отправляет к Сину Мардука. Итог битвы неясен, но вероятно Мардук выходит из нее победителем. Поскольку царь является отражением луны на земле, цель ритуалов в том, чтобы не позволить демонам затмить его, как они затмевают бога Сина на небе.

Помимо этого небольшого сегмента в Энума Ану Энлиль миф о затмении в астрологической литературе больше практически нигде не встречается. В какой-то мере его отражением может выступать выражение лумун либи, “бедствие”, которое употребляется в отношении луны в Энума Ану Энлиль, и встречается уже в древних вавилонских текстах, описывающих различные знамения. В некоторых комментариях к описанию затмений говорится, что луна и солнца “плачут” – фигура речи, которая в академических комментариях означает “затемненное” состояние. Это выражение встречается в различных контекстах, однако оно так и не было интегрировано в астрологическую литературу в качестве технического термина.

Исцеление Луны.

Миф о кровавой луне, передаваемый из поколения в поколение индейскими племенами Хупа северной Калифорнии, имеет более счастливый конец.

По их поверьям, у Луны имеется 20 жен и много домашних животных. Большинство из этих домашних животных - горные львы (mountain lions) и змеи, и когда Луна не приносит им достаточно еды, они нападают на него и заставляют его кровоточить. А затмение заканчивается тогда, когда жены Луны приходят и встают на его защиту, собирают его кровь и восстанавливают его здоровье.

Племенам Луисеньо в южной Калифорнии затмение сигнализировало о болезни Луны. Работа племени во времена затмений заключалась в том, чтобы петь песнопения или молитвы, восстанавливая тем самым его здоровье.

Мифы современности.

Не все культуры рассматривают затмение как нечто отрицательное. Например, миф народа Батаммалиба в Того и Бенине в Африке гласит об извечном сражении между солнцем и луной и о том, как люди призывают их остановиться и прекратить свою битву. Время затмения рассматривается ими как время объединения и разрешения старой вражды и гнева. Это верование существует и по сей день.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Вернуться в «Астрология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 12 гостей