Вавилонская Астрология

Pixie F
Автор темы, Ученик
Аватара
Pixie F
Автор темы, Ученик
Репутация: 1638 (+1647/−9)
Сообщения: 3855
Зарегистрирован: 16 июля 2020
С нами: 3 года 8 месяцев

#1 Pixie » 2 октября 2021, 6:24

Вавилонская астрология, аккадская астрология

Двуречье Тигра и Евфрата часто называют родиной астрологии. Это справедливо при некотором уточнении: возникшие в Месопотамии астрологические концепции стали основой астрологических техник поздней античности, распространились в Египет, Индию, Иран, а впоследствии были унаследованы астрологами мусульманского и христианского мира. Таким образом, Двуречье действительно оказалось источником традиций западной астрологии (но далеко не единственным центром возникновения астрологического мироощущения).

История Древнего Двуречья - это история миграций, расцвета и упадка многочисленных народов и их взаимодействия, история удивительно большого количества государств, попеременно добивавшихся контроля друг над другом. Тем не менее, представляется возможным проследить единую линию развития астрологии в данном регионе.

Историю развития Вавилонской астрологии можно, довольно условно, разделить на пять периодов:
I. Шумерский и аккадский период (ок. 3200 - ок. 2000 гг. до н.э.)
II. Старовавилонский период (ок. 2000 - 1530 гг. до н.э.)
III. Касситский период (1530 - 1160 гг. до н.э.)
IV. Позднеассирийский период (ок. 1000 - 612 гг. до н.э.)
V. Нововавилонский, Персидский и Селевкидский периоды (539 - 100 гг. до н.э.)
Шумерский и аккадский период
(ок. 3200 - ок. 2000 гг. до н.э.)


На рубеже V - IV тыс. до н.э. на территории Южного Двуречья появляются шумеры, с именем и деятельностью которых связывается возникновение древнейшего мирового очага цивилизации и государственности. Систематическое наблюдение неба шумерами восходит ко 2-й половине III тыс. до н.э. К I тыс. до н.э. вавилоняне уже знали пять планет. Но их общее название "биббу" ("козлы", которые с древнейших времён использовались в качестве вожаков овечьих стад) свидетельствует о гораздо более раннем времени выделения планет на небе у скотоводческих племён. В отличие от семи подвижных светил остальные звёзды неба сравнивали с овечьим стадом.

Строго говоря, не существует астрологических или астрономических текстов, датируемых шумерским периодом. На сегодня известно небольшое количество текстов, в которых упоминаются некоторые звёзды и планеты. Кроме того, несколько главных богов шумерского пантеона связывались с небесами или небесными объектами. Это Ан, бог неба, Нанна, бог Луны, Уту, бог Солнца, и Инанна, богиня планеты Венера. Из некоторых текстов можно заключить, что в шумерский период создавались и воспевались гимны небесным богам. Приведенные выше факты свидетельствуют о наличии в шумерский период культа звёзд (астролатрии), что, однако, ещё недостаточно для существования астрологии. Астрология предполагает некоторый уровень знаний о движении небесных тел и проведение систематических наблюдений. Общая структура пантеона богов, сложение которой относится ещё к III династии Ура, в основном остаётся без особых перемен в течение всей эпохи древности. Во главе всего мира официально стоит триада богов Ану, Энлиль и Эйя, окружённые советом из семи или двенадцати "великих богов", определяющих "доли" (шимату) всего на свете, в чём можно видеть астрологические мотивы.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что вавилонская астрология оказала решающее воздействие на развитие как западной, так и индийской астрологии; из главных астрологических систем Старого Света только китайская развивалась независимо от вавилонского влияния.

Важно также подчеркнуть тот факт, что предыдущие поколения исследователей имели склонность оценивать жителей Двуречья как звездопоклонников, которые действительно считали звёзды и планеты богами. Тогда астрология может рассматриваться как более или менее естественный результат поклонения звёздам. Современные учёные ниспровергли такую точку зрения, продемонстрировав, что древние жители Месопотамии скорее символически связывали богов с небесными телами, нежели прямо отождествляли. И новые исследования склоняются к противоположной крайности - игнорированию роли астрологии в месопотамской религии.

Но если небесные тела не чтились как боги, то в чём же причины развития астрологии? Вавилонская астрология вначале развивалась как вид предсказания событий - голода, чумы и т.п. - на основании таких зловещих знамений, как затмения. То еще не была личная, индивидуальная астрология (что явилось поздней инновацией греков), какой мы её знаем сегодня; древние астрологи были, скорее, жрецами на службе у правителя, предсказывавшими судьбы страны. Эта древнейшая из астрологических систем рассматривала знаки на небе как ключи к разгадке замыслов богов.

Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться

Кроме того, в VII - VI вв. до н.э. для слежения за Луной вавилоняне делили эту приэкваториальную зону на 36 участков по 10° (как это делали задолго до них египтяне). Ок. 400 г. до н.э. мелкие участки были объединены по три, и вся зона оказалась разделённой на двенадцать 30-градусных участков-созвездий. Кроме того, вся полоса была приближена к эклиптике, что говорит о накоплении сведений и о "годовых" движениях светил.

Джеймс Льюис отмечает, что современные астрологи учитывают мифологические ассоциации греческих и римских названий планет и знаков, однако мифология Месопотамии - места рождения астрологии! - не привлекается и забыта. А это может быть весьма плодородным полем для астрологических исследований, и, вероятно, является ещё одной причиной неточности современной астрологической науки.

Вернуться в «Астрология»

Кто сейчас на форуме (по активности за 180 минут)

Сейчас этот раздел просматривают: 28 гостей