solp писал(а):Задумался о таком. Если получается, что
Велес волохат
то будет ли наличие длинных волос у колдующего дополнительным (пусть и небольшим) подспорьем в работе
Вы бы этнографов почитали, что ли. Это народное обозначение что не к Небесному богу, а своему родному, земному богу обращаться.
. « Велес- проводник душ в Загробный Мир; охранитель путей в Навь, наделяющий умерших посмертными судьбами. Он - хранитель Древнего Знания (Веды). Есть все основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров, он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести».(“Густинская летопись” ). Слово «волохатый» – мохнатый, что ясно указывает на связь божества с животным миром , покровителем которого он являлся. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно встретить ряженых — людей в «волохатых », мехом наружу, тулупах и в рогатых масках. Это то что осталось от праздников Велеса. В старорусской школе колдовства до сих пор посвяты проходят в вывернутой звериной шкуре. У чёрных шаманов кстати тоже самое. В мифологии балтов Черного Бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что собственно и означает "чёрт", Дьявол. Функции Велеса/Волоса как скотьего бога соответствует древнее индоевропейское представление о загробном мире как о пастбище, где один из богов пасёт души мёртвых. С этим связано ритуальное принесение в жертву скота как при погребении, так и во время поминальных празднеств у славян.
На то, что имя Велес имеет оттенок значения, связанный с культом мёрт¬вых, указал ещё А.Н.Веселовский, приводя ряд балтийских параллелей (welis 'покойник', welci 'души умерших').
Обратившись к мифологии балтийских народов, мы узнаём, что в древности они почитали бога Велса или Виелону, который пасёт души умерших. У литовцев существовал особый праздничный ритуал, посвященный богу Виелоне. Он заключался в том, что для праздничного пира закалывали свинью и приглашали Виелону вместе с мёртвыми принять участие в этом пире.
Велсу был посвящён месяц октябрь – Walla-Manes. Ср. белорусский обычай осенью приглашать дедов, т.е. предков, к столу.
Именно от имени литовского бога Велса-Виелоны идёт балтийское имя чёрта Велняс (литов. velnias, velinas, лат. velns).
В христианском апокрифе "Хождение Богородицы по мукам" Велес прямо назван бесом, но еще он назван и "чёрным богом". Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей . В "Слове св. Григория" сказано о поклонении славян "скотному богу и попутнику и лесну богу". Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов. Чехи, даже приняв христианство, помнили Велеса, как одного из самых могущественных "демонов", приносили в жертву ему черных кур и голубей . В "Слове св. Григория" сказано о поклонении славян "скотному богу и попутнику и лесну богу". Т.е. Велесу - богу скотьему, покровителю путешественников, богу лесов.