Один из красивейших христианских храмов — Кельнский собор в Германии, как ни странно, прочно связывается с именем... Дьявола. Легенды, что окутывают это грандиозное сооружение на протяжении многих сотен лет, упорно приписывают лукавому. А то, что Кельнский собор начали строить почти 800 лет назад, и он до сих пор не достроен, также подтверждает молву, что дело здесь нечисто.
Если верить легендам, именно дьявол наложил проклятие на Кельнский собор.
В 1164 г. кельнский архиепископ Райнальд фон Дассель тайком перевез из Милана в Кельн реликвии Трех волхвов.
После пышных торжеств в их честь город превратился в место массового паломничества христиан. Тогда-то и родилась идея возвести на месте старого обветшавшего собора новый. Где можно было бы не только установить раку со священными мощами, но и разместить огромное количество верующих.
Стали искать архитектора, который бы взялся за столь грандиозное и очень ответственное предприятие. Выбор пал на Герхарда фон Риле, который своему мастерству учился во Франции. На разработку чертежей власти города дали ему ровно год. Но, несмотря на завидное трудолюбие, мастеру никак не удавалось предать свои гениальные идеи бумаге. Каждый раз, когда он уже доводил чертеж до логического завершения, обнаруживалась какая-нибудь ошибка, угрожавшая свести на нет все его старания. Архитектор потихоньку начал сомневаться в своих способностях. Как-то раз, согласно одной из легенд, он остановился у огромного камня, который народная молва окрестила чертовым. Вдруг откуда ни возьмись перед ним появился незнакомец, одетый по моде французских строителей. Чужак стал что-то быстро чертить тростью (в другом варианте мечом) в пыли у самых ног Герхарда. Когда мастер присмотрелся, то был не на шутку удивлен – на земле перед ним красовался завершенный план нового собора. Архитектор спросил незнакомца, что бы тот хотел получить за свой чертеж. На что чужеземец, а это был никто иной, как сам хозяин преисподней, ответил: «Твою душу! А если пообещаешь мне еще и души твоих жены и ребенка, я сам построю новую церковь за три года. Если у меня ничего не выйдет, то ты и впредь будешь наслаждаться жизнью в мире людей. Но если собор будет готов с первыми петухами, оповещающими о начале первого дня в четвертом году, ты и твоя семья – мои!»
Эта сцена запечатлена на кельнском нотгельде в 50 пфеннигов 1922 г. Слева, с чертежами в руке, недальновидный архитектор. Справа – дъявол.
Мастер Герхард решил, что возвести такое грандиозное сооружение за столь малый срок будет не под силу даже черту. А потому с легкой руки согласился на дьявольское пари. Сатана и его братия работали похлеще стахановцев. Шум со стройки слышался и днем и ночью. И с каждым днем стены божьего храма становились все выше и выше. А вот барометр настроения Герхарда фон Риле опускался все ниже и ниже. Это не ускользнуло от внимательных глаз его жены, и однажды она все-таки выпытала у него, что же мешало ему радоваться жизни. А когда узнала об условиях сделки, то сначала испугалась, а затем призадумалась. В один прекрасный день жена архитектора вместе с сынишкой отправилась на рынок. Там мальчик обратил ее внимание на статного каплуна, который на потеху толпы кукарекал во все горло. И когда малец стал передразнивать петуха, женщину вдруг осенила спасительная идея. Теперь она знала, как перехитрить скупщика душ. С тех пор жена мастера ежедневно упражнялась в подражании голосистой птице. И как только на ее кукареканье стали откликаться соседские петухи, вновь обрела душевное спокойствие. Тем временем строительство Кельнского собора подходило к завершению. И вот наступил день расплаты. В то утро женщина поднялась ни свет ни заря и отправилась на стройку. Рабочие как раз устанавливали купола башен. Тут-то жена Герхарда и продемонстрировала свое мастерство в подражании. Она кукарекала так искусно, что со всех концов Кельна на ее крики стали отзываться настоящие петухи. Дьявол не западозрил подвоха, а, издав дикий вопль, стал крушить только что отстроенную церковь. Но, как говорится, уговор дороже денег. И властителю тьмы пришлось убираться восвояси ни с чем. За столь вероломные действия дьявол проклял собор и объявил, что день завершения строительства станет последним днем для человечества. Что же касается города, то Кёльн будет стоять и процветать до тех пор, пока будет строиться собор, а когда последний его камень ляжет на своё законное место, мир постигнет апокалипсис. С тех пор кто бы ни брался за его завершение, либо погибал при загадочных обстоятельствах, либо отчаивался настолько, что быстро отказывался от своей затеи.
Интересно, что и у предшественника Кельнского собора судьба складывалась не лучшим образом. Дело в том, что возводили его на месте, где в свое время стоял языческий храм. Вероятно, римский. Стоял он на самой вершине холма, и местные жители старались обходить его стороной. Ходили слухи, будто там не все чисто. Порой в развалинах древней молельни люди замечали блуждающие огоньки. А то им и вовсе мерещилась всякая жуть. И даже после того, как древние камни срыли, а место освятили, ситуация не изменилась. Кроме того, под заступами рабочих то и дело показывались обломки античных статуй и барельефов. Как только это случалось, все работы по рытью котлавана под фундамент христианской церкви тут же останавливали. Вызывали священника, и тот начинал обряд над очередной находкой в надежде обезапасить людей от колдовских чар проклятого места. Кстати, в то время наблюдалась череда таинственных смертей рабочих, что напрямую связывали с осквернением языческой святыни.
А что же мастер Герхард? К сожалению, у его истории печальный конец. Через некоторое время после вышеописанных событий сатана вновь предстал перед архитектором. И поспорил с ним, что быстрее проведет из Айфеля (область на западе Германии) в Кельн воду по подземному каналу, нежели тот достроит свою церковь. Мастер тут же согласился, потому как знал то, чего никак не мог знать дъявол. А именно, что если на протяжении всего подземного канала не делать специальных отдушин, то возникнут проблемы с тягой и вода не потечет по трубе. Об этом он поспешил сообщить своей жене, дабы заручиться ее моральной поддержкой. Но если в случае с первым пари женщина помогла своему мужу, то на сей раз сыграла в его судьбе роковую роль. Хитрому демону удалось выведать у нее секрет тяги и он таки провел воду по подземному каналу. Рассказывают, что мастер Герхард находился на крыше недостроенной башни, когда увидел внизу бьющий из-под земли дъявольский источник. Осознав чем ему это грозит, он бросился вниз, дабы спасти свою душу. Но не успел. Обратившись в адского пса, вслед за ним прыгнул и сатана. И прежде чем архитектор долетел до земли, дьявол схватил его и утащил в преисподнюю. Есть ли доля правды в этих легендах — уже не дано узнать, но некоторые факты вызывают тревогу. Так, архитектор Герхард действительно погиб на строительстве собора при весьма загадочных обстоятельствах. А неподалёку от Кёльна пролегает старинный подземный канал-водопровод...
В легендах также говорится о том, что никто не может завершить строительство готического храма потому, что этому препятствует призрак несчастного строителя. Он внезапно появляется на строительных лесах и пугает рабочих, а то и вовсе сталкивает вниз наиболее упрямых. Поговаривают, что привидение мастера Герхарда еще сотни лет после его смерти блуждает по ночам вокруг церкви, охраняя свое незавершенное творение.
Любой храм строится во имя определенных святых. Так и Кельнский собор имеет официальное название - Собор Святых Петра и Марии. Однако прославлен он во всем христианском мире благодаря мощам трех волхвов. Вместе с мощами трех волхвов архиепископ Дассельский привез из Милана деревянное изображение Мадонны. Скульптура эта считалась чудотворной, но в 13 веке во время пожара в соборе она сгорела. И третья самая древняя христианская святыня - распятие Геро. Названо так по имени архиепископа Геро (969—976 гг.), который подарил реликвию собору. Это одно из первых европейских распятий, поражающее размерами (2 метра) и реалистичностью изображения мук Христа. Сначала распятие висело в старом храме, а позже было перенесено в новый кафедральный собор, где и находится по сей день.
Обращает на себя внимание еще одна скульптура – святой Христофор, несущий на плечах Христа в образе мальчика. Он же самый загадочный из всех христианских святых, как и Анубис изображается на старых фресках с головой собаки.
В 1842 году, после подготовительных работ, король Пруссии Фридрих Вильгельм IV отдал распоряжение завершить строительство Кёльнского собора по первоначальным планам. На этот раз дело продвигалось куда быстрее, и 15 октября 1880 года состоялись торжества по поводу завершения строительства этого грандиозного Средневекового «долгостроя». Однако пышные торжества ещё не означали, что собор был достроен окончательно. Нужно было его стеклить, класть полы, отделывать. В 1906 году одна из 24 декоративных башен неожиданно рухнула, затем обломились и другие башни. В некоторых местах были обнаружены повреждения каменной кладки. Реставрационные работы были начаты уже в 1945 году, но временная реставрационная конторка до сих пор стоит на площадке у здания...