Известные на сегодняшний день славянские языческие святилища условно можно отнести к пяти различным типам:
• Круглые площадки — капища, с идолом в центре и ограниченные рвом или системой ям.
• Малые городища — святилища, круглые площадки огороженные рвом и невысоким валом.
• Храмы — деревянные постройки, внутри которых находились идолы.
• Городища — убежища, на которых располагались святилища.
Большие культовые центры в которых сочетались все типы святилищ и почитание отдельных природных объектов.
Центральным культовым объектом на капище являлся идол - скульптурное изображение того или иного бога, которому по видимому и было посвящено святилище. Иногда место идола занимал природный объект, чаще всего камень. Именно к этому кумиру были обращены прошения и ритуальные обряды совершаемые на капище. По-видимому, скульптурное изображение служило своеобразным «посредником» между человеком и определенной силой природы - богом.
Славянские идолы чаще всего представляли собой антропоморфные фигуры, выполненные в полный рост (чаще всего 2-2,5 метра), наделенные определенной атрибутикой, с четкими чертами лица. Столб мог быть как круглым в своем основании, так и четырехгранным. Известны так же простые рельефные изображения голов на длинном и толстом стержне. Помимо кумиров выполненных в полный рост известны небольшие изображения, возможно олицетворяющие духов-покровителей отдельной семьи.
Отличительной чертой славянских идолов было убранство. Кумир мог иметь в правой руке определенный предмет: рог, кольцо, меч, связанный с тем или иным богом. Венчала изваяние чаще всего шапка (либо шлем), сходная с поздними княжескими головными уборами.
Руки идола могли быть сложены на груди, при этом правая рука была выше левой. Источники донесли до нас описание идола бога Святовита, установленного на острове Рюген в городе Аркона. Идол изображал человеческую фигуру с четырьмя лицами. Левая рука была изогнута и упиралась в бок, правая держала рог, который ежегодно наполнялся вином. Иногда боги изображались с поднятой правой рукой.
Одним из самых распространенных типов славянских культовых сооружений являются относительно небольшие (от нескольких до нескольких десятков метров в диаметре) площадки - капища. Обычно они служили местом поклонения какому-либо определенному кумиру, либо природному объекту (чаще всего камням). Реже на подобных капищах находят столбовые ямы нескольких идолов (например, капище в Ходосевичах, Белоруссия).
Площадки — капища обычно располагались за территорией поселения или на окраине могильников. Территория святилищ иногда была вымощена камнями или покрыта глиной. О проведении здесь обрядов говорит обожженная поверхность - по-видимому, тут регулярно разжигали ритуальные костры.
Наиболее характерным признаком славянских святилищ является их круглая (реже овальная) форма. В центре обычно помещался кумир или иной культовый объект. Иногда центральная часть капища была дополнительно обнесена внутренним кругом из столбовых ям (вероятно, для установки в них дополнительных кумиров или требников), камней или земли, ограждавших центральную площадку. Подобная площадка, по-видимому, была подножьем основного кумира.
Капища обносились своеобразными сакральными заграждениями от злых сил. Самым характерным типом подобных заграждений были ровик или канавка, неглубокая, но достаточно широкая (2-5 метров) с плоским дном, на котором разжигались очистительные огни. Иногда в подобных канавках находят остатки жертвоприношений: кости животных и осколки глиняной посуды, а также охранительные предметы — ножи, топоры, гривны. Система рвов могла перейти в систему отдельных ям вокруг святилища, на дне которых горел огонь (подобную структуру имеет капище Перуна на урочище Перынь — здесь обнаружено восемь радиальных ям, на дне которых сохранились следы костров).
Распространены были также оградки капищ из камней (например, капище у Вышегрода, Польша). В сакральном смысле камень понимался как нечто незыблемое, своеобразный символ прочности и сохранности и, по видимому, широко применялся в обрядовой практике (например, находки каменных наконечников для стрел). При оставлении святилища иногда их забрасывали камнями. В источниках встречаются упоминания оград и других типов: из дерева (частокол) или плетня.
Идея круга нашла свое отражение во всех типах славянских святилищ. Воплощена она и в так называемых малых городищах — святилищах. Они представляют собой небольшие (от 7 до 30 метров в диаметре) площадки, огороженные системой концентрических рвов и валов. Известны городища — святилища по всей территории славянского мира.
Ритуальные и жертвенные предметы открытые на этих памятниках, также характерны для славян — оружие (топоры, наконечники, ножи) и бытовые вещи (пряжки, замки). Состав находок в целом сходен с находками в Арконе.
Из глубины тысячелетий вели свое начало традиционные верования. Постепенно развиваясь, они достигли высокого уровня, многопланового понимания мироздания. С подъемом хозяйства и развитием общественной жизни населения произошел расцвет языческой религии. Появились особые места, которые собирали на празднества и обряды не только представителей одной семьи, но и все племя, что способствовало объединению людей и, в конечном счете, развитию государственности. С появлением капищ связано также и появление института жречества.
Древнее язычество оставило многочисленные материальные памятники, показывающие высокий уровень развития славянской культуры. Среди них особое место занимают святилища — религиозные и общественные центры древнего общества.
Список обнаруженных славянских капищ, расположенных на территории нынешних России, Украины, Белоруссии, Польши, Чехии, Германии и Болгарии.
- Аркона на острове Рюген, Германия — городище-святилище IX—XII веков, расположено на мысу высотой 40 метров, обращённом к востоку. Аркона (Яромарсбург) — город и религиозный центр балтийского славянского племени руян. С трёх сторон омывается морем и в большей степени разрушено.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
В валу выявлены три строительных периода, обнаружены прослойки обожжённой глины, угля, камней. С внутренней стороны вала проходит плоский ров и с внешней стороны более глубокий ров также с плоским дном. Оконечность мыса отделена внутренним валом шириной 5—6 метров и плоским рвом шириной 10 метров, сооружёнными в IX веке. На площадке между валами построек не обнаружено. Частично раскопаны углубления в материке (глубиной до 60 сантиметров), имеющие длину 4,1 и 6,2 метра и содержащие многочисленные вещи.
Реконструкция внешнего вида Арконы
В одной из траншей выявлена каменная кладка и под ней в углублении найдено 8—11 мужских черепов, частично повреждённых, кости животных, вещи, обломки посуды X—XII веков. В другой траншее в углублении находились остатки ларца с многочисленными вещами. У северного склона городища находится источник воды и к нему проложена дорожка. В окрестностях городища расположены 14 поселений и большой курганный могильник.
- Асташово, Смоленская обл., Россия — городище в лесу среди болот на левом берегу Сожа. Овальная площадка (14,5х12 метров) окружена расплывшимся валом (ширина 4 м, высота 0,5 м) и рвом глубиной 50 см. Под насыпью вала и в ней встречается уголь. Площадка городища вдоль вала прокалена.
- Бабин, Черновецкая обл., Украина — городище на вершине останца правого берега Днестра. Центральная площадка круглой формы (диаметр 7 метров) окружена заплывшим рвом с выступами полукруглой формы (ширина рва 2 метра). С напольной стороны по склону останца проходят два дугообразные эскарпа, доходящие до обрывов. Во рвах найдены угли, кальцинированные кости, обломки лепной и гончарной посуды IX—X веков. Рядом с городищем находится большое синхронное поселение.
- Бабина долина, Тернопольская обл., Украина — культовые яма и площадка ХII — начала XIII в., расположенные на месте поселения XI—XII веков, находившегося у подножия городища-святилища Звенигород. Раскопками вскрыта большая площадь на поселении и открыты жилые полуземлянки с печами-каменками и хозяйственными помещениями с каменными рабочими площадками.
- Бабка, Ровенская обл., Украина — городище на восточной оконечности песчаной возвышенности. Круглая площадка диаметром 30 метров окружена углублениями в виде прерывистого ровика и отдельных корытовидных ям. Почти в центре площадки находится столбовая яма (диаметр 0,5 метра и глубина 0,7 метра) и скопление угля диаметром 1 м. В южной части обнаружено трупосожжение в горшке. На городище найдены нож, кости животных, обломки лепной и гончарной посуды VIII—X вв. На вершине окружающего вала лежат уголь и обгоревшие бревна.
Мелкий ров заполнен прослойками угля. Рядом расположено синхронное селище.
- Благовещенская Гора около Вщижа, Брянская обл., Россия — городище-святилище юхновской культуры. Сохранилось менее чем наполовину, так как находится на излучине реки, разрушающей северную часть мыса. Уцелевшая часть городища (40×25 метров) с напольной стороны ограничена валом и широким рвом (ширина 18 метров). С внутренней стороны к валу примыкал длинный общественный дом. На городище найдена роменская керамика IX—X веков, рядом расположено синхронное селище, в котором открыто жилище и остатки длинного дома. Найдены амулеты из просверленных клыков, бобровых позвонков, камни с прочерченными крестовидными знаками, гребень с конскими головками. Возможно, городище служило святилищем и в это время. Во время расцвета Вщижа, в XI—XIII веках, на городище находилось кладбище и рядом, по преданию, была построена Благовещенская церковь.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
- Богит, Гусятинский район, Тернопольская обл., Украина — городище-святилище расположено на самом высоком холме в лесистой местности Медоборы в 5 километрах от с. Городница (Збручский культовый центр). Является ближайшим культовым памятником к месту находки Збручского идола.
Медоборский пейзаж
Траншеями перерезаны валы городища: главный вал около въезда на городище, второй вал у среза пересекающей его дороги, третий вал также около обнажения на дороге, северный земляной вал перерезан в трех местах. На площадке городища расчищено капище, жертвенник и три постройки — западины.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
- Бранденбург, Германия — культовая площадка, расположенная рядом с городищем, возникшим в VIII веке, по преданию святилище Триглава. На холме под фундаментом костёла обнаружен культурный слой «нежилого» характера.
Реконструкция крепости Бранденбург
В старину город был известен как Бреннабург или Бренданбург, позднее употреблялось исковерканное Бреннаборх или Бреннабор. По-славянски Бранибор букв. — «Бранный Бор». От Бранденбурга ведёт своё название Бранденбургская марка (из Северной марки).
- Бродовин, Германия — площадка-капище находится на самой высокой части полуострова, выдающегося в озеро, окружена рвом (ширина его 5 метров, глубина 80 сантиметров), имеет диаметр 25 метров. На склоне холма расположено поселение IX/X—XIII вв. В 1258 году здесь построен монастырь.
- Бубнище, Ивано-Франковская обл., Украина — городище, с трёх сторон окружённое скалами, с четвёртой стороны ограничено валом и внутренним рвом шириной 10 метров. Диаметр площадки — 40 метров.
В скале выбит колодец, к которому ведут каменные ступени.
Колодец (2х2 м, современная его глубина — 5—6 метров) не доходит до воды.
В скалах выбиты три пещеры с сохранившимися пазами от брёвен.
На скалах изображены солярные знаки, углубление в форме ладони, личины.
Рядом находится большой курганный могильник, состоящий из насыпей диаметром 5 метров и высотой меньше 1 метра.
- Василев, Черновецкая обл., Украина — на могильнике XII—XIII веков открыты ямы с углем, костями животных и черепками.
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
- Верховляны, Гродненская обл., Белоруссия — городище, круглая площадка (7х7 метров) которого ограничена внутренним рвом и валом.
Во рву обнаружена каменная кладка, угли и гончарная керамика XI—XIII веков.
- Говда, Тернопольская обл., Украина — городище расположено на мысу правого берега Збруча, окружено валом и с напольной стороны рвом (Збручский культовый центр). Овальная площадка городища (40*20 метров) имеет наклон к юго-востоку с перепадом высот 20 м. Раскопками была вскрыта площадь 108 м².
Чтобы прочитать этот текст необходимо зарегистрироваться
- Зимновское городище — славянское городище на Волыни, относимое к пражско-корчакской археологической культуре.
Население городища соотносят с дулебами.
Расположено на мысу, возвышаясь на 16 метров над рекой Луга (приток Западного Буга) близ села Зимное. Городище состояло из землянок и окружено было частоколом и стеной из уложенных друг на друга деревянных брёвен, закреплённых вертикальными столбами. В систему укреплений входили также три башни и большая деревянная постройка, пристроенная к стене с внутренней стороны. В плане городище имеет форму неправильного треугольника длиной 135 м, наибольшей шириной в юго-восточной части 65 м, наименьшей в северо-западной — 14 м. Общая площадь укрепленной части — примерно 0,45 га. В городище жили кузнецы и камнерезы. Керамика лепная слабоорнаментированная, нередки находки глиняных сковородок. На местах погребений находят останки кремации. Возможно, Зимно было административным местом пребывания вождя славянского племени со своей дружиной, либо здесь располагался общинный центр, в длинных домах которого проводились разного рода сходы членов общины, а во время военного нападения в них находили убежище жители окрестных не укреплённых поселений (одно из них обнаружено в 250 метрах от городища). Некоторые исследователи полагают, что городище было уничтожено в середине VII века аварами.