Ночной ангел писал(а):Интересно бы было еще почитать прл еврейские традиции похорон.
Современные похороны на еврейском кладбище ничем не отличаются от обычных светских. Гроб, морг и прочие ритуалы никак не связанне с религией.
В конце 19 и начале 20 веков, в силу различных обстоятельств, в том числе и из-за запрета властей,в Якутске никогда не было синагоги, только молельный дом, а так же должность раввина была большей частью вакантна. Резник был, но зачастую без соответствующего образования.
В связи с этим, официальное погребальное братство ("хевре кадишим"), для которого необходимы синагога, специальный дом для хранения трупов и раввин, не было разрешено Областным правлением.
Несмотря на запрет, неофициальное погребальное братство конечно же было с момента образования еврейской общины. Братство собирало деньги и вещи на похороны, ибо большинство евреев жили в те времена крайне бедно, а рытье могилы в минус 50 градусов в 1906 году стоило от 6 до 10 рублей.
Хлеб черный стоил 8-10 коп за фунт, белый 12-15 коп, мясо 15 коп. за фунт, масло 80 коп-1 руб за фунт, квартира 10 руб в месяц.
Хоронили в те времена по религиозным обрядам. На кладбище были женские и мужские ряды, покойников хоронили без гробов, завернутыми в талес (таллит).
* Талес-черно-белое полосатое покрывало, которое верующие евреи накидывают на плечи во время молитвы, и, если верующий умер, его заворачивают в этот талес и так хоронят.
Был в связи с этим случай: в 1918 году, после смерти и похорон еврея Золотушкина, три ночи стал он являться во сне своей вдове и дочери и жаловаться, что его ограбили, раздели, сняли талес. Председатель еврейской общины Мишлимович по другим похоронным делам зашел на татарское кладбище к охраннику Валееву, который по договоренности копал могилы и на еврейском кладбище. Войдя к Валееву, Мишлимович заметил, что кровать была покрыта талесом. На вопрос, где он достал талес Валеев ответил :"купил на базаре". Это была ложь, т.е. ни один еврей, даже очень бедный, не решился бы на такой кощунственный акт. Было заявлено в полицию. Евреи и татары были крайне возбуждены. Евреи тем, что ограбили могилу, татары считали, что евреми возвели на них клевету: что татарин не мог совершить такое гнусное дело.
Полиция решила произвести раскопку могилы в присутствии евреев и татар. Было огромное количество народа, люди вооружились кольями, палками и камнями. Могилу вскрыли, покойник лежал голый. Татары набросились на Валеева и начали жестоко избивать. Благодаря вмешательству полиции и евреев, Валеев был спасен от неминуемой смерти. Затем его судили. Суд вынес решение: 3 года заключения.
220px-Prayer_Shawl.jpg
Добавлено спустя 8 часов 15 минут:Дополню
*Все материалы в данном посте относятся к Якутску
По еврейскому обычаю захоронение осуществляется рядами (нарушено это было в 1939 г.) - один ряд мужчины, другой ряд женщины, третий ряд - дети. Самоубийцы хоронятся на кладбище, у задней стены ограды - всего на еврейском кладбище наберется 5 или б таких могил за все время. На кладбище хранятся и атрибуты похоронного обряда - "пушка" (наподобие урны для голосования), для сбора пожертвований на похороны (при этом еврейские семьи должен обходить с "пушкой" самый бедный член общины), специальные темно-коричневый, белый и детский гробы, черное шерстяное покрывало с древнееврейской надписью, вышитой золотом (им накрывают гроб в пути от дома умершего до могилы), стол для обмывания покойника. На покойника после ритуала обмывания (мужчин обмывают мужчины, женщин - женщины, детей - и те и другие, но детская смертность была всегда очень низкой) одевают "тахринем" (сшитые вручную из белого материала штаны и рубаху, причем материал приносят в день похорон, т.к. по еврейскому обычаю покойник должен быть похоронен в течение суток), затем заворачивают в "талес" (шелковая накидка, надеваемая в синагоге во время молитвы, размером 1,5 х 1,5 м, для богатых вышивалась золотом по вороту, как воротник, на 4-х концах имеет длинные шелковые кисти, называемые "цицес" - во время молитвы верующие евреи их наматывают на пальцы и целуют), затем покойника заворачивают в простыню из того же материала и кладут в церемониальный гроб ("каким пришел, таким и отходит"). Могилу выкапывают также в день похорон. Раньше в могиле по обычаю делали сруб, первому умершему из семейства на дно укладывали толстые доски, остальных - клали уже без досок на землю, сверху тщательно закрывали досками, а затем засыпали землей. При похоронах не говорят (раньше раввин читал молитвы), нет цветов. музыки, еды; поминки с едой и вином не справляются. С кладбища все молча расходятся по домам. По еврейскому обычаю прямые родственники умершего -родители, супруг или супруга, дети и внуки - не должны ничем заниматься. Делает все община, начиная с извещения о похоронах, обмывания тела, организации похорон и кончая засыпанием могилы землей. При этом родственникам участвовать в засыпании могилы запрещено Законом. Евреи считают любую смерть трагедией. После похорон родственника кладут дома на пол ковер, садятся и скорбят. Пришедшие члены общины садятся на ковер и также скорбят. Траур по покойнику носят долго - черная одежда у мужчин и у женщин, а также покрытые головы: ермолка у мужчин и черная тюлевая шаль у женщин. Свечи в доме умершего зажигают сразу после смерти и горят они сутки, их число должно быть равно количеству детей умершего. Затем поминальные свечи зажигаются через год после смерти и ежегодно в день смерти на время поминовения. Нет поминовения через 9 и 40 дней. Членами еврейской общины могут быть только мужчины (с 13 лет мальчик считается совершеннолетним и является полноправным членом общины), женщина еврейка должна быть только домохозяйкой. Раньше женщины не работали, но сейчас многие (все) работают. Литовские и польские евреи, которых сослали в Якутию после 1945 г., имеют на кладбище свой отдельный участок. Якутские евреи считали литовских евреев образцом: дети их учились в Литве в еврейской школе, все евреи знали идиш, или иврит, все они имели образование и специальности. Всего их было сослано около 200 человек. Вначале их поселили в Булунском районе а затем в 1946 г. перевели в Кангалассы. На еврейском кладбище захоронено около 50 литовских евреев. Сейчас почти все литовские евреи выехали в Вильнюс. Весной и осенью (в мае и сентябре) евреи якутской общины (это приблизительно 150 человек разных "волн") проводят на кладбище "субботники": восстанавливают могилы бессемейных (бездомных), проводят общий ремонт кладбища. Собирают деньги, кто сколько может, на нужды кладбища. Деньги общины хранятся у кассира общины в банке. На эти средства община содержит охранника на кладбище, оплачивает отопление, освещение, телефон в сторожке охранника, арендует катафалк для похорон.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.
Добро есть зло, зло есть добро. Летим, вскочив на помело!